Автор блога проводит дистанционные онлайн курсы по цифровому цигуну.
Подробнее о курсах в нашей группе в контакте https://vk.com/tianmu
Цигун, вид оздоровительной практики, пережил в конце ХХ столетия в Китае настоящий бум. Цигун представляет интерес для каждого, кто в какой-либо сфере изучает китайское общество, будь то медицина или религия, прошлое или современность. Кроме того цигун представляет собой пример, наглядно показывающий, как китайцы конца XX столетия относятся к своему прошлому. Цигун, занятия которым еще не так давно считались предосудительными, а сам он квалифицировался как феодальный предрассудок, да и теперь, несмотря на значительную свою популярность, остается предметом идеологических споров и методологических дискуссий. Ключевым в них является вопрос о приоритете в цигун религиозного и научного.
Итак, попытаемся ответить на вопрос что же такое цигун - наука или религия?
Основная тенденция трактовки цигун современными китайскими авторами - это научный подход. Очищенная от всех предрассудков теория и практика ци всесторонне изучается и предлагается для практического применения среди широких масс населения.
В качестве решающего аргумента в пользу цигун приводится тот довод, что он является важной частью наследия всей китайской культуры и может использоваться в наши дни, будучи освобожденным от всех иррациональных элементов.
С другой стороны, возрождение ци может быть понято как своеобразное возрождение даосизма в современном Китае, давшее возможность более не считать даосизм культом, ограниченным лишь религиозной практикой. И хотя ссылки на даосские трактаты, пожалуй, новое начинание, проводящееся зачастую бессистемно, очевидна все же определенная внутренняя преемственность между внутренней алхимией, существовавшей во времена династии Сун, и современными оздоровительными практиками. Известные мастера цигун в некотором роде сами являются даосами. В качестве примера можно привести известного мастера Чэнь Иннина (1880-1969), бывшего президента Всекитайской даосской ассоциации, резиденция которой находилась в пекинском монастыре "Белого облака". Он написал несколько работ по цигун, включая "Вопросы и ответы относительно исцеления посредством успокаивающих упражнений" и др., в которых старался доказать преемственность даосизма в современной жизни.
Другой известный мастер, Ли Юаньго из сычуаньской Академии общественных наук, начал недавно каталогизировать множество текстов по цигун, сохранившихся в "Даоцзане" - даосском каноне.
Цигун помогает нам лучше понять китайскую культуру, как традиционную, так и современную, классические даосские тексты, такие, как "Канон принятия лекарств" или "О пробуждении истины", часто содержат малопонятные метафоры, использовавшиеся в сочинениях по внутренней алхимии. Они трудны для понимания как любителями, так и специалистами, однако занятия практикой цигун могут помочь нам догадаться, что же именно имелось в виду в древних текстах.
С другой стороны, полезно обладать знаниями об основополагающих традиционных концепциях для того, чтобы лучше разобраться в современных практиках.
К началу XX столетия традиционные техники достижения долголетия практиковались лишь несколькими приверженцами эзотерического учения, даосами, получившими посвящение и покинувшими общество, чтобы стать отшельниками. Эти люди посвящали все свое время соответствующим практикам и совершенно не заботились о передаче своего богатейшего опыта более широкой аудитории. Позже, в первые десятилетия XX века, появились несколько книг, пропагандировавших использование некоторых методов достижения долголетия в качестве излечения от недугов. В 50-х годах была основана первая клиника цигун. Но даже тогда практиками цигун и их наставниками были в основном избранные представители культурной элиты, принадлежавшие либо к медицинским, либо к религиозным кругам.
Однако их удивительные успехи влечении хронических и даже патологических заболеваний привели к резкому росту популярности методов цигун по всему Китаю.
Наиболее выдающимися из ранних пропагандистов цигун были мастера Цзян Вэйцяо, Лю Гуйчжэнь и позднее Го Линь
Цзян Вэйцяо родился в 1872 году. Он был болезненным ребенком с прогрессирующим легочным туберкулезом, но полностью исцелился с помощью медитационных упражнений, что и было описано им в книге "Тихое сидение с мастером Иныши". Эта книга вышла в 1914 г. и сразу же стала широко известной.
Характерной особенностью книги Цзян Вэйцяо стало описание в ней примеров самопроизвольных движений тела: "Совершенно неожиданным было сильное толчкообразное движение, ощущавшееся в "киноварном поле" внизу моей брюшной полости. Я, как обычно, тихо предавался медитации, но это было нечто, что я действительно не мог контролировать. Меня бросало то назад, то вперед и я был совершенно не в состоянии остановить это. Затем невероятно горячая энергия начала расти в нижней части моего позвоночника, она поднималась все выше и выше, до тех пор, пока не достигла самой макушки моей головы..."
Далее мастер Цзян описывает, как этот эксперимент повторялся несколько раз до тех пор, пока горячее ци, которое продвигалось вверх по позвоночнику, более не покидало тело через точку на макушке, а через области лица и груди возвращалось в нижнюю брюшную полость. В терминах акупунктуры это называется "подниматься по управляющему каналу и спускаться по регулирующему каналу", т.е. мастер спонтанно испытал достижение классической микрокосмической орбиты внутренней алхимии.
Цзян Вэйцяо был ученым по профессии. Он опубликовал работы по китайской философии и истории буддизма. Будучи хорошо осведомленным в области традиционной китайской философии и буддийских методов, он ввел упражнения буддийской школы "Тяньтай" в собственную практику. Точно также поступил и Дин Фубао (1874-1952), писавший о классической китайской литературе и буддизме. Он опубликовал труд под названием "Сущностное значение тихого сидения".
Эти ранние публикации о традиционных методах достижения долголетия характеризовались акцентированием внимания на медитации, бывшей статической частью практики цигун. Это были упражнения, пригодные более для ученых, чем для простого народа. Они во многом продолжали традицию медитации, известную еще со времен Конфуция и развивавшуюся по пути включения в свой арсенал даосских и буддийских технических медитативных приемов.
Эти методы были должным образом раскритикованы за то, что являлись недостаточно активными. Сам Мао Цзэдун в возрасте 25 лет выразил реакцию на это словами: "...Последователи Чжу Си и Лу Сяншаня рекомендовали сидение в медитации на протяжении столетий. Самым последним примером и является книга мастера Иныши. Он восхваляет свой метод как замечательный и высоко-духовный и говорит, что активность разрушает тело. Это - один взгляд на вещи. Хотя я не разделяю этих идей. С моей точки зрения между Небом и Землей нет ничего, что не было бы активным".
Критика статических методов цигун привела к постепенному повороту к практикам, отличавшимся большим числом активных движений и предполагавшим высокий уровень активного взаимодействия между мастером цигун и пациентом. Впервые шаги в этом направлении были предприняты Лю Гуйчжэнем.
Лю Гуйчжэнь родился в 1920 году в вэйском районе провинции Хэбэй. К 20 годам у него образовалась язва желудка. Страдая от этого, как и от других терзавших его хронических недугов, он ввел в свою практику цигун активные динамические движения и в результате добился полного самоисцеления. Специфический метод, который он использовал, назывался "упражнения внутреннего вскармливания" и был известен в Хэбэе еще до времен династии Мин. Его применение было фамильной традицией клана Лю.
"Внутреннее вскармливание" - особый вид медитационной практики. Эти упражнения можно проделывать сидя или лежа; они включают дыхательные гимнастики и медитацию на "киноварном поле" (точке "дань тянь") в нижней брюшной полости.
Доказав на собственном опыте эффективность традиционных методов, Лю Гуйчжэнь целиком посвятил себя помощи другим людям. Он возглавлял клиники цигун в Таншане (1954) и Бэйдае (1956) и оказал помощь множеству пациентов, причем даже тем, кто страдал от хронических заболеваний. За свои выдающиеся успехи Лю был неоднократно награжден министерством здравоохранения КНР, а в 1956 г. его официально посетил председатель Мао. В 1957 г. вышла в свет книга мастера под названием "Опыт излечения с помощью цигун". К сожалению, Лю Гуйчжэнь умер довольно рано, в возрасте 64 лет в декабре 1983 года.
Только в 50-60-е годы цигун становится доступным более широким слоям населения. Но даже после этого продолжает бытовать мнение, что цигун является предрассудком прошлого и его традиционное соотнесение с религией занимало умы некоторых людей гораздо больше, нежели успех в качестве медицинского средства.
Наиболее сильный удар, нанесенный по цигун в годы проведения т.н. "Великой культурной революции", когда были закрыты ранее созданные учреждения, такие как старейшие санатории в Таншэне и Бэйдае. Многие клиники были полностью уничтожены и, казалось, что прогресс был уже совершенно невозможен.
Однако 70-е годы принесли взрыв активности в занятиях цигун по всей стране. Особый вклад в его развитие и популяризацию внесла популярная пекинская актриса Го Линь. Она родилась в 1907 году. В возрасте 42 лет ей поставили диагноз: рак матки.
Пережив 6 операций, Го Линь уже приготовилась к смерти, но последним усилием воли создала свой собственный стиль цигун и чудесным образом полностью самоисцелилась. Го Линь назвала свою технику "Новая цигунотерапия" и в 1970 году начала обучение населения в столичных парках по всему городу. К 1979 году она вылечила 20 человек, находившихся в последней стадии рака, причем 7 человек частично возвратились к труду, а 8 стали полностью трудоспособными. После того, как метод Го Линь был передан через теле- и радиовещание, цигун получил высокое признание как средство лечения раковых заболеваний.
Еще одним важным событием в истории цигун стало экспериментально подтвержденное в конце 70-х годов существование ци. В 1977 г. творческий коллектив, составленный из специалистов шанхайского института традиционной медицины и шанхайского ядерного центра, разработал специальный датчик, который мог измерять ци, излучаемое мастером цигун. Аналогичный эксперимент был успешно проведен в Пекине в 1983 году.
Согласно сообщению Линь Най из шанхайского исследовательского института, ци очень сходно с инфракрасным излучением, электромагнитными волнами, статическим электричеством, магнетизмом или потоком мельчайших субатомных частиц. Таким образом, древняя система получила в Китае современное научное обоснование.
Практика цигун подразделяется на несколько ступеней. Необходимым условием каждой из них является релаксация тела и концентрация сознания. Рекомендации же относительно способов дыхания и внутренней циркуляции ци варьируются в зависимости от уровня сложности выполняемых упражнений. Правильное и последовательное прохождение всех ступеней обеспечивает значительное улучшение здоровья.
Чрезвычайно важно, чтобы практикующий цигун начинал занятия с истинной верой в силу того или иного метода и абсолютно не сомневался в его способности улучшить состояние здоровья. Го Линь считает, что залогом успеха являются уверенность, решимость и настойчивость. Следующим необходимым условием являются полная релаксация тела и сознания. Уже в книге "Чжубин Юань хоу лунь" ("О происхождении и симптомах всех болезней") VII в. н. э. релаксация тела и сознания упоминается как важная часть гимнастик, используемых для продления жизни.
Ряд школ цигун утверждают, что прежде чем будет достигнута полная релаксация, необходим жесткий контроль над сознанием. Напряженность же и закрепощенность тела рассматриваются как наихудшие условия выполнения упражнений. Но релаксация сама по себе - это не самоцель техники, а лишь одна из ее важнейших частей. Кроме того, необходимыми компонентами фундаментальных основ цигун являются умиротворенность и спонтанность. При выполнении двух последних факторов возникает возможность не только замедления мыслительных процессов, но и контроля за циркуляцией ци по всему телу.
Специфическое дыхание цигун - это прежде всего естественное дыхание. Наиболее же ценная дыхательная практика цигун - это брюшное дыхание, совершенствование которого в итоге приводит к использованию т.н. эмбрионального дыхания.
Все движения тела в цигун сопровождаются определенными типами дыхания. В тайцзицюань, например, направленные вверх движения делаются на вдохе, а направленные вниз - на выдохе. Известно, что движения во вне активизируют циркуляцию ци, в то время как дыхание влияет на внутреннюю стимуляцию организма.
Все это укрепляет кровяные и энергетические потоки в теле. контролирует дыхание, и в то же время способствует успокоению сознания. Когда сознание целиком сосредоточено на дыхании, все неуместные мысли полностью исчезают.
Один из методов, ведущих к этой цели, пропагандируется мастером Чэнь Иннином. Он основан на диалоге "пост сознания", содержащимся в 4-ой главе трактата "Чжуан-цзы". Суть этого способа заключается в "слушании" собственного дыхания. Результатом этой практики является полная концентрация сознания.
Цигун - это не только физические упражнения, но и специальная система, направленная на активизацию (или торможение) работы сознания, своеобразная гимнастика тела и духа. В цигун физическая энергия циркулирует посредством волевого усилия сознания, путем, очень близким к физическому упражнению. Мысль находится в таком же движении, как ци. Это можно выразить фразой "там, где мысль, там и ци". Здесь также важно отметить, что движение мысли не обязательно связано с ритмом движения, хотя иногда оно может и совпадать с ним.
Другой, часто практикуемый метод- это фиксация мысли на определенной части тела (чаще всего на точке "дань тянь" - нижнее "киноварное поле"). Так, для гипертоников рекомендуется концентрация на стопах, а для гипотоников предпочтительнее сосредотачиваться на точке, находящейся на макушке, и т.д.
Что же касается того. что наиболее ценным является "киноварное поле", то это объясняется верой в то, что брюшная полость является средоточием жизненных сил организма человека. Считается, что вся истинная изначальная энергия генерируется именно здесь. Причем чем больше жизненных сил накоплено в области "дань тянь", тем здоровее и сильнее становится человек.
Интересно, что объектом медитации может быть не только человеческое тело, но и, например, культовое сооружение, юра и др., а, кроме того, и любой образ, на котором сосредотачивается адепт. Однако некоторые школы цигун полностью отвергают использование мышления и требуют от своих последователей воздержания от усилии мыслительного процесса.
Предварительная ступень практики цигун длится 30 дней. Адепту разъясняется необходимость дышать естественно. Выдох производится медленно, через рот, зубы слегка соприкасаются друг с другом. Вдох происходит через нос. Глаза должны быть закрыты.
Внимание фиксируется на точке между глаз или на отчетливом образе объекта, находящегося не слишком далеко. Руки подняты и разведены в стороны, чтобы грудь могла быть открыта. Колени слегка согнуты, ноги расставлены на ширине плеч в виде иероглифа "ба" - "восемь". Тело расслаблено и пребывает в абсолютном покое. Дыхание следует своему естественному течению. Адепт представляет, что его голова как бы подвешена в воздухе. Цель этой ступени - расширение объема грудной клетки.
Результатом данного этапа, при условии его правильного выполнения. Становится увеличение объема легких, повышение аппетита и заметное улучшение общего физического состояния.
Вторая ступень длится 90 дней. Выдох производится через рот; зубы слегка соприкасаются. Язык прижат к нижнему ряду зубов, и нижняя брюшная полость постепенно расширяется. Вдох - через нос; рот крепко закрыт, зубы слегка касаются друг друга. Язык касается верхнего неба, нижняя брюшная полость сокращается. Тело расслаблено.
Большие пальцы ног цепляются за землю. Анус сжат. Дыхание очень медленное и спокойное, но более ритмичное. Во время выдоха ци возвращается в точку на макушке головы по маршруту, проходящему через анус, копчик, позвоночный столб и шею. Тело расслаблено, сознание возбуждено. Это обеспечивает свободное движение ци. Результат этой ступени - улучшение деятельности легких, желудка, сердца и нормализация кровяного давления.
Третья ступень продолжается 150 дней. Дыхание остается неизменным, как при второй ступени, за тем лишь исключением, что при выдохе брюшная полость мягко сжимается, а при вдохе растягивается, подобно "дикому гусю, взмывающему ввысь к небесам".
Цикл ци на этот раз проходит через стопы ног. Вдох направляет ци по всему пути вниз, а выдох опять выносит его вверх. Здоровье адепта резко улучшается. Помимо общего хорошего самочувствия полностью проходят нервные расстройства.
Четвертая ступень длится 60 дней. Она не слишком отличается от третьей, отличие лишь в том, что движения нижней брюшной полости становятся прямо противоположными: теперь она сокращается во время выдоха и расширяется во время вдоха. Цикл циркуляции ци остается прежним. Все внутренние органы тела теперь великолепно стимулируются, ликвидируются все недостатки деятельности систем дыхательных органов и пищеварения.
Пятая ступень продолжительностью в 90 дней в целом повторяет упражнения четвертой ступени. Во время выдоха адепт производит большее усилие. Цикл циркуляции ци вновь укорачивается, ограничиваясь орбитой от макушки головы до нижнего "киноварного поля" и обратно. Это способствует укреплению внутренних органов.
Шестая и последняя ступень длится 300 дней, т.е. почти целый год. Теперь и выдох и вдох производятся через нос, дыхание становится более качественным: ненасыщенным, но, тем не менее, без потери ритма. Зубы слегка соприкасаются, язык касается нижнего неба во время выдоха и верхнего во время вдоха. Практикуется "форма тигра". Цикл ци вновь протекает через большую орбиту. На этой фазе происходит укрепление волос. Дыхание становится гармоничным. Здоровье делается превосходным, самочувствие адепта - великолепным.
Весь процесс длится 750 дней, т.е почти 2 года. Основные элементы практики шести ступеней - это дыхание и контролирование сознанием циркуляции ци по всему телу. Уровень сложности выполняемых упражнений повышается от ступени к ступени так же, как и улучшается и состояние здоровья практикующего.
Итогом этой длительной практики становится полное привыкание организма адепта к способам и приемам дыхания, предлагаемым шестью ступенями цигун. Цигун становится для них естественным, приводящим в гармонию состоянием, обеспечивающим ритмичное дыхание и нормальную циркуляцию ци. Все это обеспечивает прекрасное здоровье и ведет к долголетию!
Термин цигун (дословно "работа ци", или "усилие ци") имеет сравнительно недавнее происхождение. Кроме того, следует отметить, что неверно было бы понимать под цигун лишь исключительно оздоровительную систему. В действительности же он включает ряд самостоятельных направлений и практик, объединенных общей идеей контроля над циркуляцией ци в организме человека и возможностью его применения не только в отношении самого себя, но и к каким-либо внешним одушевленным или неодушевленным объектам