盘根气功"Пань гэнь цигун" - "Цигун Прокручивания Корня-основы"
Предисловие.
Пань гэнь цигун (盘根气功, кит. Pán gēn qìgōng) является фундаментом искусства Cин И цюань (形意拳, кит. Xíng yì quán) а также вскармливанием энергии Ци 气 и методами перемещения энергии Ци в кулачном искусстве.
Эта работа (цигун) имеет различные формы Фиксированного столба Дин чжуан (定桩, кит. Dìng zhuāng) и Столба в движении Син чжуан (行桩, кит. Xíng zhuāng). Её (работы в цигун) принципы поэтому основываются на трёх трактатах - «Нэй гун (内功) – Трактат о внутреннем», «На гуа (纳挂, кит. Nà guà) – Получение (использование) триграмм» и «Шэнь юнь (神运, кит. Shén yùn) – перемещение жизненной силы».
Восемь форм фиксированного столба Дин чжуан 定桩 осуществляют для того, чтобы свободно проходить через китайские каналы Жэнь-май 任脉 и Ду-май 督脉, отрегулировать пути движения энергии Ци трёх иньских и трёх янских (каналов), чтобы открыть путь в 12 основных меридианов.
Восемь форм движущегося столба Син чжуан 行桩 является тренировкой сосудов восьми чудесных меридианов для того, чтобы энергия Ци пронизывала с тремя способностями Сань цай 三才, а человек и небо соединились бы в одно.
Тренируя семя Цзин 精, преобразуем энергию Ци 氣, усиливаем всесторонние способности тела, чтобы избавиться от болезней, тянувшихся годами. В вышеупомянутом, на примере кулачного искусства, возможно укрепление, при прокрутке (форм) в низких стойках, мускулатуры, способ реагировать быстро и сообразительно, выброс силы Фа ли 发力 с полным погружением, при этом изменения свободны, что дает, таким образом, высокий уровень в кулачном искусстве.
Поэтому этот метод работы как раз и является действием в Покое Дун цзин (动静, кит. Dòngjìng) вместе с совершенствованием, используя в нашем теле всего имеющегося в наличии, придавая равное значение и кулачному искусству и сохранению собственного здоровья.
Эта работа (цигун) имеет различные формы Фиксированного столба Дин чжуан (定桩, кит. Dìng zhuāng) и Столба в движении Син чжуан (行桩, кит. Xíng zhuāng). Её (работы в цигун) принципы поэтому основываются на трёх трактатах - «Нэй гун (内功) – Трактат о внутреннем», «На гуа (纳挂, кит. Nà guà) – Получение (использование) триграмм» и «Шэнь юнь (神运, кит. Shén yùn) – перемещение жизненной силы».
Восемь форм фиксированного столба Дин чжуан 定桩 осуществляют для того, чтобы свободно проходить через китайские каналы Жэнь-май 任脉 и Ду-май 督脉, отрегулировать пути движения энергии Ци трёх иньских и трёх янских (каналов), чтобы открыть путь в 12 основных меридианов.
Восемь форм движущегося столба Син чжуан 行桩 является тренировкой сосудов восьми чудесных меридианов для того, чтобы энергия Ци пронизывала с тремя способностями Сань цай 三才, а человек и небо соединились бы в одно.
Тренируя семя Цзин 精, преобразуем энергию Ци 氣, усиливаем всесторонние способности тела, чтобы избавиться от болезней, тянувшихся годами. В вышеупомянутом, на примере кулачного искусства, возможно укрепление, при прокрутке (форм) в низких стойках, мускулатуры, способ реагировать быстро и сообразительно, выброс силы Фа ли 发力 с полным погружением, при этом изменения свободны, что дает, таким образом, высокий уровень в кулачном искусстве.
Поэтому этот метод работы как раз и является действием в Покое Дун цзин (动静, кит. Dòngjìng) вместе с совершенствованием, используя в нашем теле всего имеющегося в наличии, придавая равное значение и кулачному искусству и сохранению собственного здоровья.
Пань гэнь цигун 盘根气功 является шаньсийским 山西 направлением боевых искусств, но и цигун 气功, который создал господин Сун Юэчжай 宋约斋, который прошёл за 40 лет многократные испытания в своем постижении пути. Он (Пань гэнь цигун 盘根气功) вобрал в себя особенности как Син И 形意, Ба гуа 八卦, Тайцзи 太极 стилей, так и цигун 气功.
Уже после, последователь его учения Лю Шицзюнь 刘实君 (человек из провинции Хэбэй 河北, округ Цан 沧), продолжил распространять его учение по всему миру.
По прошествии более 100 лет, уже в 1960 году эти методы преподавал наставник Лю Шицзюня.
После практики (этого цигун) чуть более года, практиковавшие констатировали, что он (цигун), по отношению к телу, изгоняет болезни, закладывает фундамент боевых искусств, а по отношению к продлению жизни, имеет явный результат.
К тому же методы наработки мастерства (Гун фу 功夫) просты, легко изучаются и легко тренируются.
Уже после, последователь его учения Лю Шицзюнь 刘实君 (человек из провинции Хэбэй 河北, округ Цан 沧), продолжил распространять его учение по всему миру.
По прошествии более 100 лет, уже в 1960 году эти методы преподавал наставник Лю Шицзюня.
После практики (этого цигун) чуть более года, практиковавшие констатировали, что он (цигун), по отношению к телу, изгоняет болезни, закладывает фундамент боевых искусств, а по отношению к продлению жизни, имеет явный результат.
К тому же методы наработки мастерства (Гун фу 功夫) просты, легко изучаются и легко тренируются.
I. Название и происхождение.
Основой дыхания является естественная способность органа дыхания. «Лянь 练, кит. Liàn – тренировка» как раз и есть отработка дыхания, а «Пань 盘 – прокрутка» как раз является поворотом мысли, вследствие чего все восемь поз движущегося столба Син чжуан 行桩 являются тренировкой приёмов поворота.
«Гэнь 根 – корень, основа» является фундаментом, а именно фундаментом сознания И 意.
Восемь поз стояния в столбе являются только упражнениями без движения в покое (т.е. стоя на одном месте – примечание переводчика).
Однако кистям, предплечьям и плечам также необходимы действия с вращениями, называемые как Чжуань доу 转斗 – "повернуть ковш". Особенностью является то, что по причине вращательных действий кистей и рук, вращения десяти пальцев координируются с дыханием, открытием Кай 开 и закрытием Хэ 合 поля пилюли Дань тянь 丹田 для того, чтобы можно было тренировать внутренние органы.
«Ху си 呼吸 – дыхание» включает в себя такие методы как дыхание стоя столбом, Дао инь 导引 – ведение за собой (дословно: ведение и вовлечение) в движущем столбе, используя сознание И 意 для вовлечения энергии Ци. Единство этого дало название «Пань гэнь ху си дао инь фа 盘根呼吸导引法», сокращённо «Пань гэнь цигун 盘根气功».
«Гэнь 根 – корень, основа» является фундаментом, а именно фундаментом сознания И 意.
Восемь поз стояния в столбе являются только упражнениями без движения в покое (т.е. стоя на одном месте – примечание переводчика).
Однако кистям, предплечьям и плечам также необходимы действия с вращениями, называемые как Чжуань доу 转斗 – "повернуть ковш". Особенностью является то, что по причине вращательных действий кистей и рук, вращения десяти пальцев координируются с дыханием, открытием Кай 开 и закрытием Хэ 合 поля пилюли Дань тянь 丹田 для того, чтобы можно было тренировать внутренние органы.
«Ху си 呼吸 – дыхание» включает в себя такие методы как дыхание стоя столбом, Дао инь 导引 – ведение за собой (дословно: ведение и вовлечение) в движущем столбе, используя сознание И 意 для вовлечения энергии Ци. Единство этого дало название «Пань гэнь ху си дао инь фа 盘根呼吸导引法», сокращённо «Пань гэнь цигун 盘根气功».
Господин Сун Юэчжай 宋约斋 изначально называл комплекс как «Пань гэнь чун кун 盘根冲空 – Пань гэнь устремляется в пустоту». В этом названии заключено двойное содержание.
В первом – дыхание, ведение и привлечение Дао инь 导引 (также называют как, Нэй гун 内功 – внутренняя работа), которое принадлежат к лечению и спортивным стандартам.
Во втором – является «Шэнь юнь ди цзю 神运地就 – дух движется сразу же» и является мастерством в боевых искусствах. Только лишь взяв обе разновидности мастерства, став знатоком в тренировке, только тогда возможно устремиться в Пустоту.
«Чун кун 冲空 – устремиться в пустоту» как раз и является техникой «Тэн кун 腾空 – взмывать в небо» в боевых искусствах.
Эта разновидность мастерства не имеет какого-то большого лечебного значения и к тому же трудна в тренировке, поэтому учитель Лю Шицзюнь 刘实君 сменил его название на «Пань гэнь цигун 盘根气功».
В первом – дыхание, ведение и привлечение Дао инь 导引 (также называют как, Нэй гун 内功 – внутренняя работа), которое принадлежат к лечению и спортивным стандартам.
Во втором – является «Шэнь юнь ди цзю 神运地就 – дух движется сразу же» и является мастерством в боевых искусствах. Только лишь взяв обе разновидности мастерства, став знатоком в тренировке, только тогда возможно устремиться в Пустоту.
«Чун кун 冲空 – устремиться в пустоту» как раз и является техникой «Тэн кун 腾空 – взмывать в небо» в боевых искусствах.
Эта разновидность мастерства не имеет какого-то большого лечебного значения и к тому же трудна в тренировке, поэтому учитель Лю Шицзюнь 刘实君 сменил его название на «Пань гэнь цигун 盘根气功».
II. Схемы путей энергии ци 氣 с пояснениями.
Разъяснения:
А. Краткое изложение шести главных пунктов пути энергии ци 气 по каналу Ду-май 督脉.
Меридиан канал Ду-май 督脉.
Позиция меридиана по центру спины.
Меридиан начинается от точки Чан цян 长强 и заканчивается на точке Инь цзяо 龈交.
Меридиан начинается от точки Чан цян 长强 и заканчивается на точке Инь цзяо 龈交.
А.1 Точка Чан цян 长强.
Располагается на нижней границе копчика, а именно - погружена в анус (задний проход).
Располагается на нижней границе копчика, а именно - погружена в анус (задний проход).
А.2. Точка Цзя цзи 夹脊.
Находится в 14 позвонке и 16 позвонке хребта с двух сторон от 1 цуня до 3 цуней ведущих во внутрь области.
А.3. Точка Да чжуй 大椎.
Седьмой шейный позвонок и выступающее место первого грудного позвонка.
А.4. Точка Тянь чжу 天柱.
Располагается возле шейной впадины, с внешней стороны мышечного капюшона.
А.5. Точка Бай хуй 百会.
На линии соединяющей промежуток между левым и правым ухом по центру названной линии.
А.6. Точка Инь цзяо 龈交.
Находится в мякоти десны промежутка между верхней губой и передними зубами.
Б. Краткое изложение шести главных пунктов пути энергии ци 气 по каналу Жэнь май 任脉.
Меридиан канал Жэнь-май 任脉
Меридиан расположен на центральной линии человеческого тела со стороны лица, начинаясь в точке Хуй инь 会阴 и заканчиваясь в точке Чэн цзян 承浆.
Б.1. Точка Чэн цзян 承浆. Расположена в центре ложбины под нижней губой.
Б.2. Точка Цзю вэй 鸠尾. Расположена внизу мечевидной кости грудины.
Б.3. Точка Ци хай 气海. Расположена под пупком на расстоянии 1 цуня и 5 фэней, в центре линии ,Бай тяо 白条.
Б.4. Точка Хуэй инь 会阴.
У мужчин находится в промежутке между мошонкой и анусом, а у женщин находится в промежутке между областью соединения половых губ и анусом. Если поднять точку Хуэй инь 会阴, упереться точкой Бай хуй 百会, языком упереться в верхнее нёбо, слюну глотать непрерывно, то сразу же каналы Жэнь 任 и Ду 督 будут связаны.
Дань тянь 丹田 находится в нижней области живота в середине промежутка между пупком и точкой Хуэй инь 会阴, перед прямой кишкой и позади мочевого пузыря и при этом здорово напоминает карман (кошель), и если имеется энергия ци 气, то разворачивается, а если нет энергии ци 气, то закрывается. Эта вся энергия ци 气 обобщается и собирается в этом месте (точке Дань тянь 丹田).
Дань тянь 丹田 находится в нижней области живота в середине промежутка между пупком и точкой Хуэй инь 会阴, перед прямой кишкой и позади мочевого пузыря и при этом здорово напоминает карман (кошель), и если имеется энергия ци 气, то разворачивается, а если нет энергии ци 气, то закрывается. Эта вся энергия ци 气 обобщается и собирается в этом месте (точке Дань тянь 丹田).
В. Путь энергии Ци 气
Базовые методы работы, те, что излагают методы тренировки энергии Ци 气, относятся к методам тренировки «Хунь юань ци 混元气 – смешивание изначальной энергии Ци» и тут тренируют «Цзин ло 经络 – каналы» энергии ци». Вот почему у энергии Ци 气 ни в коем случае нет жёсткого подчинения стандартам каналов Цзин ло 经络, а местоположение точки ведётся за собой Ци 气. Путь этой энергии Ци 气 следующий: поднять точки Юн цюань 涌泉, энергия Ци 气 по внутренней стороне бедра поднимается в точку Хуэй инь 会阴так, чтобы энергия Ци 气 погрузилась бы в канал Ду-май 督脉 и поднялась вверх до точки Да чжуй 大椎 и разделилась бы на три пути. Первый путь – по-прежнему движение вверх. Другой путь – разделение влево и вправо, двигаясь вдоль внутренней стороны обеих рук, взаимно соединяются в точке Шань чжун 膻中 и, следуя вдоль меридиана Жэнь-май 任脉 энергия Ци 气 опускается вниз в Дань тянь 丹田.
Далее, двигаясь снова по внешней стороне бёдер, опускается в точки Юн цюань 涌泉, выполнив один круговорот.
Далее, двигаясь снова по внешней стороне бёдер, опускается в точки Юн цюань 涌泉, выполнив один круговорот.
III. Обратить внимание на следующие вопросы и требования.
А. Сознание Шэнь чжи 神志 необходимо успокоить, а мысль Сы сян 思想 необходимо концентрировать.
Б. Выбрать хорошую обстановку.
Необходима полная тишина и уединение, свежий воздух. Проводить тренировку на площадке, где нет шума.
Не следует находиться на сильном ветре и тренироваться в туманной (мглистой) обстановке.
Необходима полная тишина и уединение, свежий воздух. Проводить тренировку на площадке, где нет шума.
Не следует находиться на сильном ветре и тренироваться в туманной (мглистой) обстановке.
В. Одежда используется лёгкая, тёплая и свободная. В особенности не следует туго затягивать брючный ремень. Застёгнутый воротник необходимо ослабить и распахнуть так, чтобы ничего не мешало дыханию.
Г. Время тренировки. Подходит любое время. Каждый день от одного до двух раз. Тренируясь каждый раз по пол часа или дополнительно используя прочие действия - около часа. Бытовые условия и тренировка нуждаются в некоторых правилах.
Д. Воздерживаться от гневных действий и ярости. В медицинском каноне «Нэй цзин 内经 – О внутреннем» говорится следующее: «радость повреждает сердце», «гнев повреждает печень», «тоска повреждает селезёнку», «печаль повреждает лёгкие», «боязнь разрушает почки». Необходимо обратить внимание на управление чувствами. Это приводит в порядок телесные свойства, излечивает болезни, правильно управляет человеческими отношениями и имеет практическую пользу.
Е. Тренировка требует некоторой уверенности, некоторой решительности и некоторого постоянства. Цигун 气功 это одна из разновидностей мастерства тренировки энергии Ци 气. Энергия Ци 气 исходит из работы. Произведя некоторую работу, только тогда возможно некое чувствование энергии Ци 气. Поэтому только произведя большую работу можно собрать хороший урожай. Однако следует усваивать объём действий, следуя порядку принципа – постепенно продвигаться вперёд.
Ж. Тренировочная работа может взаимно соединяться с лечением болезней лекарствами. Функция лекарства – это ликвидация болезни, а функция тренировочной работы – это создание крепкого тела, что также изгоняет болезни. Обе функции имеют механизм соединения.
Ещё можно сделать так, чтобы лекарство ещё лучше бы проявило своё эффект при тренировочной работе.
Ещё можно сделать так, чтобы лекарство ещё лучше бы проявило своё эффект при тренировочной работе.
IV. Позы тела и их высота.
Во время тренировки фиксированного столба Дин чжуан 定桩 и столба в движении Син чжуан 行桩 в Пань гэнь цигун 盘根气功, высота позиции тела использует степень согнутости коленных суставов для того, чтобы вынести окончательное решение. Эта степень изогнутости с соразмерностью результата области ног прямо сопоставимы, а именно – чем больше степень изогнутости коленных суставов во время тренировки, тем больше сила ног, а мастерство становиться ещё более глубокимо. Однако степень глубины мастерства опять же следует за величиной самого времени тренировки приёма и её ростом.
В начальный период обучения стойки могут быть и высокими, чтобы потом, следуя за увеличением продолжительности времени тренировки и поступления глубины мастерства, стойки могут следовать нижеуказанному принципу высоты позиции.
В начальный период обучения стойки могут быть и высокими, чтобы потом, следуя за увеличением продолжительности времени тренировки и поступления глубины мастерства, стойки могут следовать нижеуказанному принципу высоты позиции.
Обычно разделяют три уровня высоты:
А. Уровень №1 (Высокая стойка). Коленные суставы слегка согнуты. Проекция отвесной линии коленных суставов не выходит за рамки кончиков своих стоп. Угол сгиба около 150º (рис.1).
Б. Уровень №2 (Средняя стойка). Коленные суставы согнуты чуть более 120º. Проекция отвесной линии коленных суставов опускается перед носками стоп на расстоянии кулака (рис.2).
В. Уровень №3 (Низкая стойка). Коленные суставы согнуты на угол около 90º, бёдра параллельны земной поверхности. Проекция отвесной линии коленных суставов опускается перед носками стоп на расстоянии двух кулаков (рис.3).
Не взирая на уровень высоты при тренировке, верх тела в равной степени необходимо сохранять прямым. Нельзя наклонять вперёд, отклонять назад или отклоняться влево и вправо. Во время начального обучения можно начинать тренировку с уровня №1, чтобы потом в зависимости от глубины мастерства, шаг за шагом опускаться на низкий уровень №3. Старым, слабым телом и имеющим болезни следует использовать уровни №1 и №2. Уровень №3 из-за своей сравнительно большой трудности предназначен исключительно для тренировки в кулачном искусстве и обычно может и не тренироваться.
V. Методы работы в вертикальном столбе.
Подготовительная форма Юй бэй ши 预备式:
Обе стопы расставлены влево и вправо на ширину плеч (носки стоп завёрнуты внутрь). Колени сгибаются приседая на бёдра. Подобрать ягодицы, подвесить макушку, тело выпрямить, спину растянуть, грудь слегка вобрать так, чтобы область груди расслабилась. Обе руки естественно свисают вниз, ключицы погружаются вниз. Под обеими подмышками пустота, которая возможно включает кулак, а руки чуть-чуть вращаются внутрь. Легко упереться точкой Бай хуй 百会 и подобрать нижнюю челюсть так, чтобы три точки Бай хуй 百会, Чан цян 长强 и центр линии соединяющей пятки находились бы на одной линии.
Центр тяжести тела проецируется на линию между пятками (рис.1-А).
Центр тяжести тела проецируется на линию между пятками (рис.1-А).
Расслабить всё тело, головной мозг требует «цзин 静 – неподвижности, спокойствия». Расслабить конечности тела, скелет, суставы, внутренние органы и поры всего тела. Дыхание действует спокойно, тонко, глубоко и длинно. Однако расслабление не является таким, что тело обрушивается вниз, а является сознательным погружением вниз в точки Юн цюань 涌泉 с подвешиванием головы за точку Бай хуй 百会. Это является главным звеном. А именно - погружение вниз и подъём вверх сознания И 意. Затем стопы плотно хватают землю. В центре стоп пустота, точки Юн цюань 涌泉подняты. Поднять точку Хуй инь 会阴 и вести за собой (вверх) точку Бай хуй百会. Сознание И 意 ведётся и вовлекается в точку между двух бровей, проходит по центру человека через небесный мост Тянь цяо 天桥 (язык) в точку Чэн цзян 承浆, далее через горло, точки Шань чжун 膻中 и Цзю вэй 鸠尾 опускается в Дань тянь 丹田.
Поза Ци ши 起式 - начало:
Вдохнуть энергию ци , обе руки разводятся по обеим сторонам тела влево и вправо до уровня плеч. Центры ладоней обращены вперёд, пять пальцев естественно растянуты (рис.1-В).
Согнуть локти и обе ладони повернуть внутрь вплотную к голове так, чтобы обе ладони были далеко друг от друга напротив обоих глаз (рис.1-C) и выдохнуть энергию ци. Затем вдоль ушей надавить вниз с охватом перед животом (обе ладони словно охватывают шар, ладони против точки
Дань тянь 丹田) (рис.1-D).
Дань тянь 丹田) (рис.1-D).
А. Цзинь юй доу линь 金鱼抖鳞 - золотая рыбка встряхивает чешуёй.
Обе руки раскрываются влево и вправо, ладони обращены вниз примерно на уровне низа плеч (рис.2-А). Согнуть локти, вторично складывая их перед грудью. Правая рука – сверху, а левая снизу (рис.2-В). Затем сжать в кулаки и после этого встряхнуть, раскрыть грудь и одновременно оба колена вывести наружу c Кай дан 开裆 (раскрытие паховой области). Руки подпирают наружу, бёдра погружаются вниз с одновременным выдохом (рис.2-С).
Обе ладони сменяются на кулаки. Обе руки вытягиваются перед телом вниз примерно под 45º (рис.2-D).
Кисти и предплечья вращаются внутрь, тыльные стороны кистей друг против друга чуть шире плеч, область Ху коу 虎口 – пасть тигра обращена вниз. Сознание достигает мизинцев. Требуется внутреннее раскрыть, а внешнее закрыть, расставляя точки Цзя цзи 夹脊, погружая точки Цзянь цзин 肩井, погружая точки Цюй чи 曲池 и подпирая точкой Бай хуй 百会. Вдохнуть ртом энергию ци. Энергия ци и сознание И 意 следует за вытягиванием кистей вниз. Вдох заканчивается вместе с вытягиванием (рис.2-Е). Сознание помещается в кончики мизинцев обеих рук и Дань тянь 丹田 и соответствует трём точкам.
Легко совершаемые ошибки:
1. Область груди напряжена, поднятые плечи, обе руки окостенели (неподвижны).
2. Оба колена недостаточно выдвинуты наружу.
1. Область груди напряжена, поднятые плечи, обе руки окостенели (неподвижны).
2. Оба колена недостаточно выдвинуты наружу.
Методы исправления:
1. Обе руки слегка закрываются внутрь, чтобы освободить грудь от напряжения. Погрузить точки Цзянь цзин 肩井, чтобы освободиться от подъёма плеч, растянуть (расправить) руки, чтобы избавиться от окостенения.
2. Колени слегка закрыть (соединить) внутрь, паховая область расправляется наружу.
1. Обе руки слегка закрываются внутрь, чтобы освободить грудь от напряжения. Погрузить точки Цзянь цзин 肩井, чтобы освободиться от подъёма плеч, растянуть (расправить) руки, чтобы избавиться от окостенения.
2. Колени слегка закрыть (соединить) внутрь, паховая область расправляется наружу.
Б. Бай юань сянь го 白猿献果 – белая обезьяна подносит плод.
Соединяясь с предыдущей формой, обе кисти отстоят друг от друга на расстоянии примерно с кулак. Кисти и ладони поворачиваются, скручиваясь наружу (рис.3-А) так, чтобы средние пальцы, указательные пальцы и мизинцы были друг против друга (рис.3 – В, С, D). Во время этого изогнуть запястья под 45º так, чтобы основания ладоней находились бы вверху, пальцы вперёд вниз, а ладони вперёд вверх. Обе кисти выводятся толчком вперёд, центры ладоней собираются внутрь. Вытянуть нижнюю челюсть (погрузить точку Чэн цзян 承浆), одновременно выдохнуть энергию ци, погружая энергию ци в Дань тянь 丹田. Обе руки закрываются вниз и раскрываются наружу. Сознание на точках Лао гун 劳宫 обеих рук и на Дань тянь 丹田 (рис.3-Е).
Легко совершаемые ошибки:
Оба локтя туго связывают рёбра. Кисти и ладони вытягиваясь могут пройти напрямик.
Оба локтя туго связывают рёбра. Кисти и ладони вытягиваясь могут пройти напрямик.
Методы исправления:
Обе руки вытянуть вперёд, чтобы разрешить (вопрос) выпячивания груди. Оба локтя свисают вниз, слегка разделяясь наружу для того, чтобы разрешить (вопрос) о тугом обвязывании рёбер. Растянуть пальцы рук и расслабить ладони (точки Лао гун 劳宫). Суставы запястьев отгибаются назад для того, чтобы выправить напряжённость кистей и ладоней.
Обе руки вытянуть вперёд, чтобы разрешить (вопрос) выпячивания груди. Оба локтя свисают вниз, слегка разделяясь наружу для того, чтобы разрешить (вопрос) о тугом обвязывании рёбер. Растянуть пальцы рук и расслабить ладони (точки Лао гун 劳宫). Суставы запястьев отгибаются назад для того, чтобы выправить напряжённость кистей и ладоней.
В. Юй ню тяо лянь 玉女挑帘 – яшмовая дева поднимает занавеску.
Соединяясь с предыдущей формой, во время вдоха энергии ци, обе ладони закрываются внутрь (рис.4-А), нажимая вниз до уровня живота (рис.4 – В, С) и сейчас же поднимаются вверх до уровня плеч, центры ладоней друг против друга, а кончики пальцев обращены вперёд. Обе руки естественно расслаблены. Медленно вернуть обратно нижнюю челюсть (точка Чэн цзян 承浆), упереться точкой бай хуй 百会. Указательные пальцы ведут за собой энергию ци с подъёмом вверх. Энергия ци устанавливается с полной силой. Кончики указательных пальцев на одном уровне с бровями и отстоят друг от друга на расстоянии 50-60 см. Сознание И 意 на кончиках указательных пальцев и Дань тянь 丹田 (рис.4-D).
Легко совершаемые ошибки:
1. Слишком большое сгибание рук, оказывающее влияние на движение энергии ци.
2. Обе руки, поднимаясь вверх, создают (эффект) «фэй чжоу
飞肘 - порхающих локтей» (т.е. локти слишком отведены в стороны, как крылья – прим. переводчика).
1. Слишком большое сгибание рук, оказывающее влияние на движение энергии ци.
2. Обе руки, поднимаясь вверх, создают (эффект) «фэй чжоу
飞肘 - порхающих локтей» (т.е. локти слишком отведены в стороны, как крылья – прим. переводчика).
Методы исправления:
1. Обратить внимание на то, чтобы сохранить расстояние между кистями и глазами.
2. Локтевые суставы свесить вниз и одновременно с лёгким закрытием внутрь.
1. Обратить внимание на то, чтобы сохранить расстояние между кистями и глазами.
2. Локтевые суставы свесить вниз и одновременно с лёгким закрытием внутрь.
Г. Е ди цан хуа 叶底藏花 – низ листа скрытый цветком.
Соединяясь с вышеприведённой формой, обе ладони повернуть внутрь и подобрать перед собой руки (рис.5-А). Необходимо обе ладони, во время следования к лицу на расстоянии 30 – 40 см., повернуть наружу (центры ладоней друг против друга). Кончики пальцев изгибаются вверх. Большие пальцы разворачиваются так, чтобы ладони были вдоль шеи спереди (рис.5-В) и очень медленно толкнуть (ладони) вперёд. Отвести точки Цзя цзи 夹脊 и одновременно выдохнуть энергию ци. Вытянуть нижнюю челюсть (погрузить точку Чэн цзян 承浆). Взгляд на точках Хэ гу 合谷, энергия ци вливается в Дань тянь 丹田, опускается до "дна моря" Хай ди 海底 и проходит до точек Юн цюань 涌泉 (рис.5-С). В этой форме сознание И 意 находится вдоль внешних сторон обеих ладоней и в Дань тянь 丹田.
Легко совершаемые ошибки:
Точки Хэ гу 合谷 не расправлены и порхающие локти.
Точки Хэ гу 合谷 не расправлены и порхающие локти.
Методы исправления:
Необходимо развернуть большие пальцы, область Ху коу 虎口 – пасть тигра держать округлой, свесить локти с закрыванием внутрь.
Необходимо развернуть большие пальцы, область Ху коу 虎口 – пасть тигра держать округлой, свесить локти с закрыванием внутрь.
Д. Цзы янь жу чао 紫燕入巢 – лиловая ласточка проникает в гнездо.
Соединяясь с вышеприведённой формой, обе ладони поворачиваются наружу. Ладони отгибаются назад и вместе со сгибанием локтей подбираются перед руками. Сейчас же вытянуть руки и распрямить запястья. Ладони вытягиваются вперёд и надавливают вниз, ладони обращены вниз (рис.6-А). Локти слегка согнуть, отвести точки Цзя цзи 夹脊 и погрузить точки Цюй чи 曲池. Обе ладони и плечи на одной высоте (рис.6-В). Одновременно выдохнуть энергию ци и медленно втянуть нижнюю челюсть. Сознание И 意 находится в точках Лао гун 劳宫 и в Дань тянь 丹田.
Легко совершаемые ошибки:
Порхающие локти и поднятые плечи.
Порхающие локти и поднятые плечи.
Методы исправления:
Свесить локти и погрузить точку цзянь цзин 肩井.
Свесить локти и погрузить точку цзянь цзин 肩井.
Е. Туй чуан ван юэ 推窗望月 - открыть окно и наблюдать луну.
Соединяясь с вышеприведённой формой, обе ладони изгибаются вверх, указательные пальцы взаимно соединяются так, чтобы из указательных и больших пальцев обеих кистей образовался бы полукруг (рис.7-А). Затем пальцы обеих рук вращаются наружу (в обе стороны) так, что большие пальцы будут повёрнуты вверх с выталкиванием вперёд (рис.7-В). Центры ладоней обращены вперёд. Кисти с ладонями по отношению к передним рукам образуют угол около 45º. Обе ладони на одном уровне с областью поясницы. Локтевые суставы слегка соединяются внутрь. Вытянуть нижнюю челюсть и выдохнуть энергию ци, погружая вниз в Дань тянь 丹田 (рис.7-С). Сознание И 意 пронзает большие пальцы, разгибая их, делая так, чтобы соответствовали три точки – Лао гун 劳宫 обеих ладоней и Дань тянь 丹田.
Легко совершаемые ошибки:
1. Обе кисти и ладони расходятся очень широко и сила цзинь рассеивается. 2. Четыре пальца не вытягиваются сознанием И 意.
1. Обе кисти и ладони расходятся очень широко и сила цзинь рассеивается. 2. Четыре пальца не вытягиваются сознанием И 意.
Методы исправления:
1. Обратить внимание на то, чтобы локтевые суставы соединялись внутрь.
2. Обе кисти толкают центрами ладоней и сторона четырёх пальцев вытягивается.
1. Обратить внимание на то, чтобы локтевые суставы соединялись внутрь.
2. Обе кисти толкают центрами ладоней и сторона четырёх пальцев вытягивается.
Ж. Сян ху чао тянь 象笏朝天 – дощечка из слоновой кости для записи распоряжений (которую держали перед грудью удельные князья во время высочайших распоряжений) лицом к небу.
Соединяясь с вышеприведённым движением, обе ладони закрываются внутрь, запястья кистей вытягиваются прямо, пальцами вперёд (рис.8-А), центры ладоней вниз. Соответственно обе ладони опускаются и, во время расположения у области поясницы, обе ладони поворачиваются внутрь, а кончики пальцев – вверх (рис.8-В, С). Затем обе ладони, проходя перед телом, протыкают вверх и, достигая лица, останавливаются на расстоянии 50~60 см от него Расстояние между ладонями равно ширине плеч. Запястья кистей выпрямлены, пальцы растянуты. Кроме того обе ладони производят протыкание вверх, требуя по смыслу некоторого распирания Пэн 掤 наружу. Средние пальцы на одной высоте с точкой Тянь му 天目 – небесный глаз. Взгляд на кончиках средних пальцев. Обратить внимание на свешивание локтей, отпускание точек Цзя цзи 夹脊, подпирание точки Бай хуй 百会 и подбирание нижней челюсти. Во время вдоха энергии ци, то действие кистей с протыканием вверх совпадают с ним и энергия ци полностью достигает кистей. Сознание в точках Лао гун 劳宫 обеих ладоней и Дань тянь 丹田.
Легко совершаемые ошибки:
Сильно согнутые руки влияют на движение энергии ци. Средние пальцы обеих рук не упираются вверх, а голова наклонена вперёд.
Сильно согнутые руки влияют на движение энергии ци. Средние пальцы обеих рук не упираются вверх, а голова наклонена вперёд.
Методы исправления:
Обратить внимание на то, чтобы между ладонями и лицом была дистанция. Погрузить кончики локтей, средние пальцы упираются вверх, подпереть точку Бай хуй 百会, чтобы выпрямить голову.
Обратить внимание на то, чтобы между ладонями и лицом была дистанция. Погрузить кончики локтей, средние пальцы упираются вверх, подпереть точку Бай хуй 百会, чтобы выпрямить голову.
З. Цин лун тань чжао 青龙探爪 – чёрный дракон вытягивает когти.
Соединяясь с предыдущим действием, руки впереди неподвижны, обе кисти закрываются внутрь, заворачивая запястья. Кончики пальцев друг против друга, большие пальцы направлены вверх. Расстояние между кончиками пальцев обеих рук равно одной ладони (рис.9 - А). Затем обе ладони переворачиваются ровно на 180º внутрь и вниз так, что центры ладоней смотрят наружу, а большие пальцы – вниз (рис.9 – В). Вслед кисти и руки очень медленно выталкиваются вперёд. Одновременно вытягивается нижняя челюсть. Верхняя часть тела (торс) вслед за этим ощупывается спереди. Ладони сравнительно чуть выше лба, точки Хэ гу 合谷раскрываются, взгляд высматривает обе точки Ху коу 虎口 (рис.9 – С). Вдохнуть энергию ци, рёбра одновременно вздымаются, это является дыхательным методом рёбрами Лэй ху си фа 肋呼吸法.В этой форме сознание находится на трёх связанных точках - внешних краях обеих ладоней и низом рёбер. Некоторые нижние рёбра ощущают стимуляцию.
Легко совершаемые ошибки:
Ягодицы отклячены назад, «порхают» локти.
Ягодицы отклячены назад, «порхают» локти.
Методы исправления:
Обратить внимание на то, чтобы во время оседания бёдер, подбирались ягодицы. Верхняя часть туловища не должна сильно наклоняться вперёд, локтевые суставы свешиваются вниз.
Обратить внимание на то, чтобы во время оседания бёдер, подбирались ягодицы. Верхняя часть туловища не должна сильно наклоняться вперёд, локтевые суставы свешиваются вниз.
И. Шоу ши 收势 - собирание сил.
Соединяясь с вышеприведённом действием, обе руки опускаются вниз. Верх тела (торс) возвращается обратно прямо, подпирая точку бай хуй 百会и подбирая нижнюю челюсть (рис.10 – А). Затем обе ладони разворачиваются на 180º наружу так, чтобы сердце кистей (ладони) были обращены наружу (рис.10 – В). Обе руки разводятся влево и вправо на уровне плеч, одновременно вдохнуть энергию ци и согнуть локти. Кисти и ладони подбираются внутрь, центры ладоней обращены внутрь (рис.10 – С). Обе кисти перед лицом опускаются вниз с взаимным охватом перед животом. Одновременно выдохнуть энергию ци (рис.10 – D). Обе руки естественно опускаются с обоих сторон тела, возвращаясь в базовую позицию (рис.10 – Е).
VI. Методы дыхания в вертикальном столбе.
Дыхательные методы в вертикальном столбе имеют четыре разновидности формы:
А. Естественное дыхание: является указанием на обычное в жизни дыхание без добавления какого либо сознательного контроля за дыхательным методом. Эта разновидность дыхательного метода имеет обычно невысокую степень глубины (дыхания) и всего лишь ограничивается промежутком между горлом и грудью и как раз соответствует для использования начинающими.
Б. Метод обратного дыхания животом: Опять же называется как Ни ши ху си 逆式呼吸 – форма обратного дыхания. Особенностью этого дыхания является подбирание с сокращением низа живота во время вдоха, а на выдохе низ живота с возбуждением поднимается. Эта разновидность дыхательного метода может позволить мышце диафрагмы иметь очевидное поднятие. Вдох кислорода соразмерно большой и питает нервы, внутренние органы, укрепляет кишки и желудок извиванием, поднимает эффективность (работы) внутренних органов.
В. Метод прямого дыхания животом: (Этим методом) является опускание диафрагмы вниз при вдохе энергии ци, а низ живота с возбуждением поднимается. При выдохе энергии ци низ живота подбирается. Это является сравнительно глубоким мастерством тренировки одной из разновидностей методов дыхания. Необходимо очень продолжительное время для тренировки по этому методу, чтобы было возможно достигнуть низа живота. Во время тренировки необходимо обратить внимание на подбирание с сокращением низа живота и (его) высокое поднимание. Сознание нужно сконцентрировать в низу живота для того, чтобы можно было тренировать внутренние органы области груди и живота.
Г. Дыхание рёбрами: «肋者鱼、鳃也 - рёбра у рыбы – это жабры», «肋有呼吸,震动莫疑- рёбра имеют дыхание с колебательным действием без сомнения» (Нэй гун цзин 内功经 – канон о внутренней работе). В дыхании при упражнениях в неподвижном столбе и столбе в движении формы №8 (цин лун тань чжао 青龙探爪), часто рёбра с обеих сторон сходны с образом жабр рыбы, имея ощущение скрытого подъёма в возбуждении колебательных действий. Эта разновидность дыхательных методов может сделать так, чтобы рёбра расширялись и вздымались, а по отношению к таким болезням как опущение вертикально желудка, опускание почек может использоваться для излечения.
VII. Методы работы в движущемся столбе.
Позиция готовности Юй бэй ши 预备式 и позиция запуска Ци ши 起式тождественны формам Юй бэй ши 预备式 и Ци ши 起式 неподвижного столба.
А. Цзинь юй доу линь 金鱼抖鳞 - золотая рыбка встряхивает чешуёй.
В соответствии с требованиями к завершающемуся действию формы №1 неподвижного столба (рис.2 – Е) обе стопы неподвижны. Верх тела очень медленно, соразмеряя действие, поворачивается влево до упора (рис.11 - А). Затем левая стопа, используя пятку как ось, выдвигает носок наружу, а тело следует за этим поворотом влево (рис.11 –В). Правая стопа делает шагкоу бу 扣步 влево, начиная движение (рис.11 – С). Требуется левую стопу выставлять бай 摆, правую стопу заворачивать коу 扣, а пальцами ног хватать землю. Ширина шага одинакова с шириной плеч.
Во время смены формы, левая стопа втыкается внутрь по кругу, а правая стопа делает шаг вперёд так, чтобы путь обеих стоп раскрывался влево и вправо, подошвы слегка завёрнуты внутрь, положение одинаково с формой №1 вертикального столба (рис.2 – Е). Затем верх тела максимально поворачивается вправо (рис.11 – D) и снова сместить правую стопу (рис.11 – Е). Левая стопа шагает с шагом май бу 迈步, начиная перемену в направлении движения (рис.11 – F).
Б. Бай юань сянь го 白猿献果 – белая обезьяна подносит плод.
После всех действий формы №2 вертикального столба (рис.2 –Е), верх тела повернуть влево. Действия нижних конечностей взаимно одинаковы с действиями нижних конечностей в форме №1 (рис.12 – А, В, С). Обратить внимание на вытягивание нижней челюсти (погрузить точку Чэн цзян 承浆) и изогнуть в точке Тянь чжу 天柱. Перемены правой формы одинаковы с формой №1 (рис.12 – D, Е, F).
В. Юй ню тяо лянь 玉女挑帘 – яшмовая дева поднимает занавеску.
Действовать в соответствии с требованиями ко всем действиям формы №3 вертикального столба (рис.4 – D), затем повернуть верх тела влево. Левая рука, следуя за верхом тела подбирается с подъёмом влево. Правая рука сгибается в локте на угол около 90º. Правая ладонь в позиции перед животом, чтобы охранять Дань тянь 丹田. Кончики пальцев левой руки на одной высоте с бровями (рис.13 – А, В). Затем действия идут влево. Требования одинаковы с предыдущими (рис.13 – С). Обратить внимание на подпирание точки Бай хуй 百会, левая рука вытягивается в центр круга, затем снова перемена формы (рис.13 – D, E, F).
Г. Е ди цан хуа 叶底藏花 – низ листа скрытый цветком.
После в соответствии с требованиями к завершающему действию формы №4 вертикального (неподвижного) столба (рис.5 –С), верх тела поворачивается влево, а левая рука, чуть согнутая, вытягивается в центр круга. Правая рука сгибает локоть на угол около 90º. Правая ладонь и большой палец по отношению к животу находятся перед пупком снизу и на одной высоте с левым локтевым суставом. Затем начинается движение (рис.14 – А, В, С). Обратить внимание на погружение точки Чэн цзян 承浆 и отведение точек Цзя цзи 夹脊. Правая и левые формы одинаковы, только лишь противоположны направлению (рис.14 – D, E, F).
Д. Цзы янь жу чао 紫燕入巢 – лиловая ласточка проникает в гнездо.
После в соответствии с требованиям к действиям формы №5 вертикального столба (рис.6 – В) верх тела поворачивается влево, а левая рука вытягивается в центр круга. Правая рука сгибает локоть на угол около 90º. Правая кисть расположена перед животом для защиты Дань тянь 丹田. Затем начинается движение (рис.15 – А,В, С). Действия правой и левой форм одинаковы, только лишь противоположны по направлению (рис.15 – D, E, F).
Е. Туй чуан ван юэ 推窗望月 - открыть окно и наблюдать луну.
После, в соответствие с требованиями к завершающему действию формы №6 вертикального столба (рис.7 – С), верх тела поворачивается влево и начинается движение. Методы перемещения и движения ног одинаковы с рис.11 – А, В, С. Обратить внимание на отведение точек Цзя цзи 夹脊, сознание разделяется на рёбра с обеих сторон. Основания обеих ладоней закрываются внутрь, имея в виду мысленно толчок вперёд. Перемена формы и методы как на рис 11 – D, E, F.
Ж. Сян ху чао тянь 象笏朝天– дощечка из слоновой кости для записи распоряжений (которую держали перед грудью удельные князья во время высочайших распоряжений) лицом к небу.
После, в соответствии с требованиями к завершающему действиям формы №7 вертикального столба (рис.8 – D), верх тела поворачивается влево, а левая рука вытягивается в центр круга. Правая рука сгибает локоть, образуя угол около 90º в положении перед животом для защиты Дань тянь 丹田. Затем начинается движение (рис.16 – А, В, С). Смена форм и методы подобны рис.16 – D, E, F.
З. Цин лун тань чжао 青龙探爪 – чёрный дракон вытягивает когти.
После, в соответствии с требованиями к завершающим действиям формы №8 вертикального столба (рис.9 – С), верх тела поворачивается влево, а правая рука опускается вниз так, чтобы ладонь правой руки давила вниз перед животом, большой палец был напротив пупка, центр ладони вниз, кончики четырёх пальцев обращены влево. Одновременно сделать так, чтобы кончик большого пальца левой руки находился как раз напротив тыльной стороны правой кисти, ладонь обращена наружу. (Затем) начинается движение (рис.17 – А, В, С). Обратить внимание на то, чтобы верх тела тянулся вперёд, погрузить точку Чэн цзян 承浆, поднять точки Юн цюань 涌泉 и точку Хуй инь 会阴, подобрать ягодицы так, чтобы рёбра с обоих сторон вздымались вверх и расправлялись и чуть-чуть имели бы колебания (рис.17 – D, E, F).
И. Шоу ши 收势 - собирание сил.
Соединяясь с предыдущей формой правая нога втыкается внутрь по кругу, а левая нога делает шаг так, чтобы обе стопы раскрылись влево и вправо (передняя стопа слегка завёрнута внутрь). Плечи одинаково расслаблены, а обе руки одновременно опускаются перед телом (рис.18 – А). Все действия этой формы взаимно одинаковы с действиями формы Шоу ши 收势 вертикального столба (рис.18 – B, C, D, E, F).
Легко совершаемые ошибки в методах работы движущегося столба:
1. Во время движения с поворотом, верх тела легко может наклониться по диагонали внутрь круга.
2. Каналы Жэнь 任 и Ду 督 не имеют ясных (явных) перемен.
3. Во время перемещений высоко поднимаются стопы.
Методы исправления:
1. Обращать внимание на стойки в вертикальном столбе. Верх тела надо сохранять прямо по центру.
2. Обратить внимание на вытягивание подбородка и подпирание точки Бай хуй 百会, чтобы разделить каналы Жэнь 任 и Ду 督.
3. Шаги в перемещениях (требуют) опускания стоп с соответствующим трением о землю при опускании.
Примечания:
1. В формах 3, 4, 5 и 7 движущегося столба одна кисть вытягивается внутрь круга, а другая кисть располагается перед животом (защита Дань тянь 丹田), глаза являются для необходимы для тренировки энергии ци так, чтобы внутренняя энергия ци циркулировала. Если бы использовалось для боя то нижняя рука может защищать возле локтя.
2. Работа в движущемся столбе со сменой форм и техникой перемещения имеет две разновидности. Одна имеет пустой шаг кун бу 空步и методы перемен хуань фа 换法. Другая разновидность имеет подвижный шаг хо бу 活步 и методы перемен хуань фа 换法. В основном литература знакомит с фиксированным шагом дин бу 定步 и методами перемен хуань фа换法 и часто используется теми, кто тренируют энергию ци, а те, кто занимается боем для тог, чтобы повысить проницательные свойства и степень скорости перемен действий и для этого используют подвижный шаг хо бу 活步 и методы перемен хуань фа 换法 (рис.19 – А, В, С)
Автор Хуан Голян 黄国亮, Работа с ци, Перевод В.Нестерова
Статьи №1 и №2 журнала Чжунхуа ушу 中华武术 за 1987 год.
https://www.h-taiji.ru/article_28.html
https://www.h-taiji.ru/article_28.html
https://www.h-taiji.ru/article_53.html
https://www.youtube.com/watch?v=eWKWkwJWyZY
https://www.youtube.com/watch?v=g8FepjN3Nos
https://www.youtube.com/watch?v=-oEHlg6yJGQ
https://www.youtube.com/watch?v=aDT-Z0n69FI
https://www.youtube.com/watch?v=-xdYRoynvsA
https://www.youtube.com/watch?v=uVo8zQojqMc
Статья находиться в написании
https://www.youtube.com/watch?v=kprkh3uNdlc
ttps://sygz2012.blogspot.com/2017/08/candali-yoga-tummo-central-meridian-and.html
ОтветитьУдалить