9 апр. 2021 г.

 



Жу-дзин или  "Войти в покой" (入静, Rùjìng (кит.))


Важным моментом в занятиях Цигун является процесс погружения в «состояние покоя (静, Jìng, Дзин)» , в ходе которого человек за счет «регулирования сознания (意识调节, Yìshí Tiáojié, Иши дяоцзе)» может пройти, как минимум, девять основных ступеней. 

Обычно говорят только об одном состоянии - "Войти в покой"
(кит.入静, Rùjìng, "Жу-дзин", где кит. 
入 - "Войти", кит. Rù и 静, jìng, дзин - "покой"), но мастер цигун Янь Синь (кит.Yan Xin, 严新) полагает, что надо при этом это проходить , как минимум, по 9 этапам.
Метод Расслабления(Сун, 松, кит. Sōng) и Покоя (Цзин, 静, кит. Jìng)

Положения тела



СидяСесть на стул, верхнюю половину тела нужно сохранять прямой, носки стоп направлены ровно вперед, ширина между коленями равна ширине плеч, 2 руки естественно свисают по сторонам от ног либо положены на ноги, оба плеча расслабить и опустить вниз.




Лежа:Лечь на кровать на спину, обе руки поместить ровно по бокам от ног, ладони обращены вниз, подушка не должна быть слишком низкой, так чтобы было лежать комфортно и естественно.




Прикрыть оба глаза, мысленно внутренним зрением смотреть на центр пупка, хранить мысль в течении короткого времени (если точно не видите пупок, можно средним пальцем левой руки надавливая на пупок, одновременно внутрь смотреть на место кончика пальца, а после того как точно увидели, вернуть руку в первоначальное положение). 

Затем мысль из пупка неторопливо перевести и смотреть внутренним взором на точку Бай-хуэй (百會) на макушке головы, про себя молча проговорить «Макушка головы расслабляется». 
Одновременно представить себе что макушка головы на самом деле расслабляется. 
И далее в такой последовательности: "внутреннее смотрение, проговаривание про себя и представление" - расслаблять все места: головной мозг, оба глаза, затылок, шею, плечи, верхние части рук, предплечья, запястья, кисти, грудь и верхнюю часть спины, поясницу, бедра, колени, голени, ступни, точки Юн-цюань на стопах. Когда дойдете до точек Юн-цюань (涌泉), про себя произносить 7 раз (женщинам 6 раз) "Подошва расслабленна". 
Далее, следует хранить мысль в течении короткого времени и снова перевести ее из точек Юн-цюань в точку Бай-хуэй на макушке головы. 
Так повторять по кругу, обычно так можно практиковать 3 круга (от Бай-хуэй до Юн-цюань). 
Когда завершили, мысль из стоп (Юн-цюань) неторопливо перевести на пупок (на области точки Шэнь-цюэ (神闕), хранить в течении короткого времени и тогда можно медленно открывать глаза и переходить к завершающей работе.



Основной принцип этой практики


Цель практики цигун заключается в том, чтобы полностью раскрыть потенциал изначальной Юань-ци (元气 или 原气, кит.Yuánqì ) Предшествующего Неба (先天元气, кит. Xiāntiān yuánqì), находящейся внутри человеческого тела, а также чтобы обильно расцвела истинная Чжень-ци (真气, кит. Zhēn qì ) Последующего Неба (后天正气, кит. Hòutiān zhèngqì), сохраняя в теле человека состояние баланса, и таким образом достигая результат здоровья и долголетия. 


Главный секрет практики цигун состоит в « Следовании Инь Ян». Низ тела человека это Инь, а верх – Ян, правая часть это Инь, а левая – Ян, перед это Инь, а зад тела – это Ян. Цель практики этого метода (Расслабления 松 и Покоя 静) в упорядочении Инь Ян верха и низа, уравновешивании Инь и Ян левого и правого и соединении Инь Ян передней и задней частей.


Практика этой системы, это расслабление последовательно от точки Бай-хуэй до точек Юн-цюань. 

Точка Бай-хуэй расположена в самой высокой области тела человека, это место соединения с Ян ци. 

После того, как Нэй ци (内氣) из Бай-хуэй прямо проникает в точки Юн-цюань, пустой ян и пустой огонь внутри тела проходя в точки Юнцюань растворяются в ци земли и исчезают. 

Чжуанцзы сказал: «Истинный муж дышит пятками.» Именно это и есть требование перемещения ци в точки Юнцюань. 


Практикуя эту систему также нужно придавать большое значение точкам Лао-гун (勞宮) в центрах ладоней. 

Когда практика дойдет до определенного уровня, после того как руки, запястья и ладони расслабятся, в Лао-гун проявится жар, а когда расслабятся ноги, жар проявится и в точках Юн-цюань. 

Точки Лао-гун обладают способностью сдерживать выгорание огня сердца, очищать сердце и успокаивать дух, а точки Юн-цюань могут прогревать костный мозг, ведя огонь вниз. 

Таким образом Огонь и Вода, Инь Ян тела помогают друг другу и достигают в результате баланса.

Юн-цюань (涌泉),«Юн» - «бурлящий, вырывающийся наружу»; «цюань» — «источник, родник». Точка-исток (Дерево) ножного шао-инь канала почек R.1, расположена в углублении в середине подошвы, является точкой-истоком канала почек, откуда словно из родника «вырывается наружу» канальная Ци ножного шао-инь канала почек.

Бай-хуэй (百會, «Бай» — «сто, множество»; «хуэй» — «соединение, пересечение») - это точка, которая расположена в середине темени на голове, в ней пересекается множество каналов - почти все Ян-каналы, ножной цзюэ-инь канал печени и сосуд Ду-май (это точка 
Заднесерединного меридиана - Ду-май, 督脉, V G.20). Со всех сторон в определенном порядке расположены различные точки, множество сосудов словно тянутся к соединению в этой точке Бай-хуэй


Расположена на срединной линии головы, на 7 цуней выше задней границы роста волос, на 5 цуней кзади от передней границы роста волос, на линии, соединяющей кончики ушей, точка расположена в месте завитка волос в середине макушки, углубление можно легко нащупать. Лао-гун (勞宮,滎穴) - «Лао» — «труд»; «гун» — «дворец». Расположена в середине ладони, на проксимальной складке ладони, между 2 и 3 пястными костями, при сжатой в кулак кисти кончик среднего пальца указывает на эту точку.Точка расположена в середине ладони — органа труда, поэтому и сравнивается с «дворцом труда».Точка-ручей (Огонь) ручного цзюэ-инь канала перикарда МС.8.

Пункты, на которые следует обратить внимание

  1. Перед практикой следует посетить туалет.
  2. Одежда должна быть просторной, а если есть пояс – то нужно его ослабить.
  3. Если необходимо, можно выпить немного теплой воды, чтобы утолить жажду.
  4. Место для практики необходимо выбрать со свежим воздухом и тихое, нельзя заниматься вне помещения на сильном ветру.
  5. Дыхание при практике этой системы должно быть естественным, нельзя делать дыхание намеренно глубоким.
  6. Во время практики, нужно соблюдать естественные расслабление и покой, не нужно сидеть слишком неподвижно (закостенело), если почувствуете проявления перенапряжения или некомфортности в теле, то можно подвигать тело для расслабления, особенно это касается шеи и плеч, в отношении которых нужно больше уделить внимания поддержке естественности и расслабления.
  7. Самое лучшее делать эту практику 2 раза в день: ранним утром и вечером перед сном.
  8. После резких движений или тяжелого физического труда, либо ощущении помутнения в голове, распирания мозга и усталости тела и духа, практика этой системы может помочь восстановиться.
  9. Те, у кого бессонница, могут перед сном практиковать в лежачем положении, если после выполнения 3 раз все еще не заснули, то можно еще сделать 3 раза и и после этого мысль держать на пупке, вплоть до достижения сна.
  10. Больным гипертонией после расслабления до подошв стоп, самое лучше несколько дольше хранить мысль на точках Юн-цюань, производить счет насколько возможно медленнее, а также можно делать счет двойным, повторяя каждое число 2 раза ( 11 22 33 и т.д.)
  11. Больным гипотонией после расслабления до подошв стоп, нужно не выполнять счет, а сразу перевести внимание на макушку головы, и выполнять этот счет на макушке.
  12. При простуде, боли в голове и температуре, также можно практиковать эту систему. После выполнения 3 раз, самое лучшее это удерживать мысль на точках Юн-цюань в течении 10 минут, так можно ослабить болезнь.
  13. Если Вы почувствуете себя плохо во время практики, с тиснением груди, головокружением и позывами к рвоте, то не нужно беспокоиться, нужно естественно сделать завершающую работу и немного отдохнуть.
  14. Если во время практики вдруг появится срочное дело и невозможно будет продолжать практику, то можно сразу перевести зрение на точки Юн-цюань, и потом на пупок, немного посидеть и сделать завершающую работу.
  15. Во время беременности, до и после родов можно практиковать эту систему, но нужно быть максимально естественной и расслабленной и не гнаться за результатами с усердием.
  16. Если вы сытно поели и хотите практиковать, то нужно сперва походить несколько минут, потом немного отдохнуть и тогда можно начать практику.
  17. При расслаблении частей тела по очереди нужно соблюдать пропорциональный ритм, не нужно делать слишком медленно или слишком быстро (за исключением указанных выше больных), если делать слишком медленно, то духу нелегко собраться, а слишком быстро – тоже влияет на результат практики.
  18. Иногда во время практики могут возникать явления непроизвольных покачиваний, либо вперед-назад, либо влево-вправо, либо вращения влево или вправо. Это нормальные явления в цигуне, на них не нужно обращать внимание. Если же такие раскачивания станут слишком амплитудными и сильными, с возникновение дискомфорта и головокружения, то не нужно резко пресекать это и не следует волноваться, нужно лишь сосредоточить внимание в точках Юн-цюань, тогда размах колебаний сразу снизится и они прекратятся. И после этого можно продолжать практику. Если же вышеописанный метод (остановки колебаний) не возымел успеха, то можно хранить мысль попеременно в Юн-цюань и на пупке, одновременно усилив контроль сознания, вплоть до достижения абсолютно спокойного сознания и прекращения колебаний, и после этого делать собирающую работу.
  19. Во время практики иногда в некоторых частях тела могут возникать ощущения подергиваний или пульсации, либо онемения или боли, это связано с атакой ци на очаг болезни и относится к обычным явлениям, не нужно беспокоиться. Если каждый раз во время практики расслабляясь до Юн-цюань, в этих точках возникает ощущение ломоты, жара или ползанья насекомых, то это свидетельствует о том, что ваша практика достигла успеха. 
http://daojiao.ru/index.php/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%E6%B3%95


 Лечение с помощью цигун. 

О практическом методе испускания "внешней ци" (外气 气功, Вай ци) по Мастеру Мо Вэньдань 莫文丹,


Испускание "внешней ци"

Испускание "внешней ци" (外气, Вай ци) может как лечить болезни, так и приносить вред тому, кто подвергается воздействию, и даже вызывать заболевания. 

В первом случае речь идет о цигун-терапии с применением "внешней ци", которая уже получила широкое признание и постепенно входит в практику различных отраслей медицины. 

Второе же относится в основном к сфере возможностей мастеров цигун высокой квалификации и знахарей (点穴, Дань сюэ шу). 

Мы рассмотрим вопросы, связанные с искусством испускания "внешней ци" как средством цигун-терапии.

Распространенное представление о способности испускать "внешнюю ци" как о чем-то необыкновенном совершенно ошибочно. 

Энергия Ци (气, Ци) присутствует в организме каждого человека и может быть направлена им вовне. Дело заключается лишь в том, что у тех, кто не занимался цигун, Ци ослаблена и рассеяна и, следовательно, продуцируемая ими цигун-информация недостаточно сильна. Поэтому мы будем говорить об искусстве испускания "внешней ци" применительно к возможностям тех, кто практикует занятия цигун. 

Когда мастерство практика цигун достигает определенного уровня (когда выработано умение концентрировать рассеянную Ци и направлять ее движение), появляется возможность с помощью "мысли" управлять движением Ци в организме. При желании можно выпустить ци и во внешнюю среду, для чего следует мысленно направить "внутреннюю ци" в определенный участок тела, далее обеспечить ее выход через биологически активные точки БАТ и тем самым создать условия для бесконтактного получения реципиентом (больным) испускаемой мастером цигун "внешней ци". 

"Внешняя ци", поступившая к пациенту от цигун-терапевта, трансформируется во "внутреннюю ци" реципиента и оказывает регулирующее воздействие на его организм, вследствие чего происходит укрепление иммунной системы, нормализуется функционирование внутренних органов и функциональных систем, улучшается проходимость энергетических каналов, снижается активность Инь и Ян и достигается профилактический терапевтический эффект, способствующий продлению жизни.

1. Встаньте прямо лицом на юг (или на север). Ноги поставьте на ширину плеч, ступни - параллельно друг другу. Руки опустите вдоль бедер ладонями внутрь, пальцами вниз. Слегка подберите нижнюю челюсть, прикройте рот, глаза. Выдох и вдох осуществляйте через нос. Сосредоточьте внимание на области точки Шэнь-цюэ (神闕, "Ворота жизненного духа", пупок).

Выдержав эту паузу в течение одной минуты, медленно поднимите руки от бедер вперед до уровня плеч. Ладони повернуты друг к другу, пальцы направлены вперед. Затем, медленно сгибая колени, присядьте на глубину, соответствующую вашим возможностям, помня при этом, что ваши колени не должны выступать за носки ног. Одновременно с этим опустите руки параллельно друг другу до уровня груди. Ладони повернуты друг к другу, пальцы естественно вытянуты вперед, локти "смотрят" назад. Расстояние между руками должно быть около 70 см, между локтями и корпусом - около двух кулаков. Свой корпус держите прямо, подберите ягодицы, центр тяжести - на середине линии, соединяющей точки Юн-цюань (涌泉, «бурлящий, источник»на подошвах ног. Расслабьте все мышцы и суставы. Дышите мягко и естественно, сосредоточьте внимание на точках Лао-гун (勞宮,滎穴, "дворец труда") в центре ладоней. Продолжительность выполнения этого упражнения - от 30 минут до 1 часа.

"Ощущение ци" (感觉) может выражаться в появлении жара, онемения, распирания, подергивания или покалывания в области точек Лао-гун, а также в появлении жара во всем теле.

2. С появлением вышеперечисленных симптомов не спеша начинайте сводить ладони так, чтобы точки Лао-гун находились друг против друга. При этом следует действовать только "мыслью", избегая физических усилий, и контролировать ощущения, возникающие в ладонях.

"Ощущение ци" на данном этапе усиливается и дополняется иллюзией присутствия некоего предмета, в который "упираются" ладони.

3. Когда расстояние между ладонями сократится до 3 см, начинайте медленно разводить их в стороны с помощью мысленного усилия. Контролируйте ощущения, возникающие в ладонях.

"Ощущение ци" проявляется в иллюзии натяжения нити между ладонями, "препятствующего" их разведению.

Данный тренинг напоминает Формулу Трех открытий-открытий ( 三开河式, Сань кай хэ ши).

4. Встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч. Руки слегка согните таким образом, чтобы ваши ладони проецировались на ваши ступни (劳宫穴和涌泉穴在垂直线上 - точки Лао-гун и Юн-цюань на одной вертикальной линии). Действуя только "мыслью" и избегая физических усилий, плавно и медленно опускайте и поднимайте руки. Контролируйте ощущения, возникающие в ладонях и ступнях. Выполняйте упражнение в течение 30 минут.

"Ощущение ци" может выражаться в появлении жара, онемения, холода, распирания, подергиваний в ладонях и ступнях.

5. Встаньте напротив крепкого дерева или напротив цветов . Слегка согните колени и поместите ладони с двух сторон от дерева или цветов на расстоянии 15 см от них так, чтобы точки Лао-гун находились друг против друга. Сосредоточьтесь на Нижнем даньтяне (область ниже пупка). Когда в ладонях или пальцах появится "ощущение ци", переведите фокус внимания на точки Лао-гун обеих рук и начинайте выполнять круговые движения ладонями вдоль ствола дерева или растения, контролируя "ощущение ци" в ладонях. Выполняйте упражнение в течение 30 секунд.




6. Встаньте прямо, лицом на юг (или на север), на расстоянии 10 м от букета цветов (или отдельного цветка), ноги поставьте на ширину плеч, дышите естественно. Сосредоточьтесь на Нижнем даньтяне (область ниже пупка). После появления тепла в теле согните колени и присядьте. Придав кистям рук форму (мудру) "пальцы-меч (剑指, Джань дзы)", направьте их на букет. Вдыхая, представляйте, что "семенная ци" солнца, луны и звезд через макушку непрерывным потоком поступает в ваш организм. На выдохе через кончики пальцев правой руки мысленно направляйте "внутреннюю ци" на цветы. Продолжайте выполнение упражнения в течение 6 - 8 минут, а затем аналогичным путем проделайте то же самое через левую руку.






"Ощущение ци" выражается в появлении жара, онемения или распирания в кончиках пальцев.

Через 14 дней после овладения комплексом обычно обретается способность испускания "Вай ци (внешней ци)".


Отметим, что перед началом выполнения упражнений на испускание "внешней ци" следует провести необходимую подготовку, связанную с накоплением "внутренней ци" в Нижнем даньтяне с помощью комплексов цигун (например, Ба дуан дзин, 八段锦).

В конце каждого занятия перед завершающим этапом следует "собирать работу и пополнять ци" в Нижнем даньтяне.

На начальном этапе практики, во избежание перерасходования "внутренней ци", что может отрицательно повлиять на состояние здоровья, следует ограничивать продолжительность занятий, придерживаться принципов поэтапности и постепенности, не стремиться к немедленному получению результатов и не практиковать испускание "внешней ци" понапрасну.

Комплекс противопоказан людям с ослабленным здоровьем. И наконец, надо хорошо себе представлять, что данный комплекс позволяет овладеть лишь способностью испускать "внешнюю ци". 

Но, что же касается вопросов, связанных с применением "внешней ци" в терапевтических целях, то это требует дополнительного изучения занимающимися основ китайской медицины и квалифицированного руководства со стороны опытного мастера. В противном случае можно не только нанести серьезный ущерб своему здоровью, но и усугубить состояние пациента.


 Цзыво Аньмо 自我按摩
Самомассаж.

Благодарим мастера Чжан Минву (张明武) за его работу "Китайская цигун-терапия" (中国气功疗法). 

О практическом методе работы по точкам в цигун-терапии (点穴療法, дань сюэ ляо фа)Самомассаж.



Начало с самомассажа (自我按摩, цзыво аньмо) по точкам головы для успокоения Ума (массаж по китайским точкам БАТ Дань сюэ (点穴療法, дань сюэ ляо фа), т.к. в основе цигун-терапии лежит идея расслабления сознания (фан-сун , 放松), хотя правильнее было бы полное расслабление, с головы до ног, или целостное расслабление (全身放松, quánshēn fàngsōng), отсутствие напряжённости, но без "расхлябанности").




Производят самомассаж точек:

1. Ин-тан (印堂, "Зал печати"), внеканальная точка, которая находится между бровями.
Массаж точки улучшает настроение, укрепляет дух. Это важно!
Как производить массаж - сидя, ноги на ширине плеч, стопы строго параллельны!
Бедра параллельны земле, голени вертикальны земле.
Массируйте точку влево и вправо крестообразно сложенными пальцами (далее объясню).
Тут производя ”точечного дыхания” и вам необходимо полное спокойствие (далее объясню).









Самомассаж и массаж головы — это спец.комбинация методов в позе сидя состоянии покоя и массажа.


Сядьте на стул, поддерживая требуемое состояние расслабления и успокоения в положении сидя. Выбирайте спозу для сиденье с такой высотой, чтобы, когда вы сядете, голени были вертикальными вверх, а бедра параллельны земле.

Попытайтесь достичь состояния покоя, после того как вы сядете. Когда вы достигните его, проделайте три глубоких выдоха и вдоха. 
Затем расслабьте запястья и поднесите обе кисти к точке Инь-тан. Соедините безымянный палец и мизинец с кончиком большого пальца и положите поперек среднего пальца подушечку указательного пальца — этот жест называется ”крестообразно сложенные пальцы (мудра пальцы-кинжал)”. Когда обе кисти образуют такие крестообразно сложенные пальцы, положите кончик среднего пальца левой руки на точку Инь-тан, а затем поместите кончик среднего пальца правой руки на корневое ложе среднего пальца левой кисти. Поверните крестообразно сложенные пальцы 9 раз влево и 9 раз вправо и вслед за этим выполните ”точечное дыхание” — это когда выдох, тогда пальцы давят на точку Ин-тан, и когда вдох, тогда пальцы отнимают от контакта с точкой Ин-тан. Повторите 3 (или 9 или 18 ) раз.


Поместите на точку Инь-тан средний палец левой кисти руки. Средним пальцем правой кисти руки давите на точку левого пальца, которая отделяет пальцевый мускул от ногтя среднего пальца. (Потому что если вы будите давить на сам ноготь, то жизненная энергия Ци может не пройти через ноготь, а если вы давите на мышцу пальца, палец правой кисти может легко соскользнуть с нее. При этом пальцы правой кисти также сложены ”крестообразно” в положении мудры.


Смотрите на фото положение рук в такой мудре рук (手指匕首手印, мудра "пальцы-кинжал”).





Так оба одноименные пальца обоих рук давят на одну и ту же точку Ин-тан.
Затем поверните пальцы 9 раз против часовой стрелки. , а затем 9 раз по часовой. При вращении пальцев давите мягко, избегая применения силы. Этот метод применим к массажу не только точки Инь-тан, но и других точек.


”Точечное дыхание” применяется при мягком нажатии на точку Инь-тан после вращения пальцами. Выдохните при надавливании, а затем отпустите слегка пальцы (пальцы слегка отходят от точки) и вдохните. Повторите всего 3 раза.


По окончании ”точечного дыхания” опускают кисти рук вниз на живот.

2. Массаж точки Бай-хуэй 百會

смотрите описание точки по ссылке
https://daojiao.ru/index.php/Бай-хуэй_百會

Средние линии на запястиях рук опираются на верхушки кончиков ваших ушей: запястья помещают на уши с точками Чжун-чун, касающимися точки.

смотрите описание точки Чжун-чун по ссылке


Точка, которой касаются кончики средних пальцев рук, есть точка Бай-хуэй; после массажа этой точки голова становится совершенно ясной.

Точка под точкой Лао-гун 
勞宮,滎穴 есть точка Шуай-гу 率谷, которая используется для лечения болезней мозга и головной боли.

смотрите описание точки Лао-гун по ссылке
https://daojiao.ru/index.php/Лао-гун_(勞..

смотрите описание точкиШуай-гу по ссылке
https://daojiao.ru/index.php/Шуай-гу_(率谷)