1 нояб. 2017 г.

Цигун. Способы излучения ци




Способы очистки и приёма ци извне

Многие упражнения по очистке каналов от плохой и больной ци и приему хорошей ци трудно разделить, т. к. в некоторых из них на вдохе мы принимаем ци извне, а на выдохе проводим ее по каналам, тем самым удаляя «застоявшуюся», плохую ци.
В теле человека есть 5 важных точек, через которые осуществляется основная связь с окружающей средой: 
Байхуэй (на макушке), 
Лаогун (центры ладоней) и Юнцюань (центры ступней). 
Они намного больше по величине, чем все остальные. И именно их мы используем наиболее активно для приема и излучения ци.

А. Потряхивание тела
1. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки висят вдоль туловища, тело расслаблено.
2. Приподняться на носках, оторвав пятки от пола, затем быстро отпустить тело, как бы падая на пятки и встряхивая его.
3. Представить, как при этом встряхивании уходит в землю через ноги и точки Юнцюань плохая ци. Длительность упражнения 3-5 мин. Результат упражнения: расслабление тела, внутренних органов, освобождение от плохой ци, снятие усталости. Рекомендуется после диагностики и лечения.

Б. Вытеснение плохой ци
1. Исходное положение: ноги ни ширине плеч, руки свободно висят вдоль туловища.
2. Медленно поднять руки через стороны ладонями вверх, представить, что они уходят высоко в небо, в Космос.
3. На вдохе представить и почувствовать, как руки наполняются энергией Космоса и удерживают ее над головой, как мяч.
4. Медленно опуская перед собой согнутые руки провести его через все тело, от точки Байхуэй вниз.
5. Представить свое тело трубой и почувствовать, как принятая из Космоса ци вытесняет, подобно поршню, плохую, «несвежую» ци. На выдохе окончательно вытолкнуть плохую ци из тела и почувствовать, как она уходит в землю через центры ступней - точки Юнцюань. Повторить не менее 3 раз. Результат упражнения: очистка организма, замена ци, получение ци из Космоса. Рекомендуется после диагностики и лечения.

В. Проведение ци по каналам
1. Исходное положение: стоя, сидя или лежа, расслабиться.
2. На вдохе принять и почувствовать ци через точку Байхуэй, на выдохе провести ее сознанием сквозь тело и вывести через Юнцюань:
 а) на левой ноге;
 б) на правой ноге;
 в) одновременно через обе ноги. Почувствовать поток ци через Юнцюань.
3. На вдохе принять ци через Байхуэй, на выдохе вывести через Лаогун:
 а) на правой руке;
 б) на левой руке;
 в) одновременно через обе руки.
4. На входе принять ци через Юнцюань и вывести через Байхуэй на выдохе.
5. На вдохе принять ци через Байхуэй и Юнцюань одновременно, а на выдохе вывести через Лаогун каждой руки в отдельности и через обе руки одновременно. Результат упражнения: очистка каналов, получение различного вида ци - Инь и Ян. Рекомендуется для наработки навыков по ретранслянции (излучению) нужного вида ци, в том числе, для лечения пациентов.

Г. Получение ци извне
1. Упражнение «Большое дерево».
2. В упражнении Б «Вытеснение плохой ци» пп. 1-4 можно выполнять для снятия усталости, повышение бодрости, стоя у окна или на свежем воздухе и представлять, что вы впитываете в себя свежесть раннего утра или солнечный свет, прохладу вечера или аромат цветов, в зависимости от пейзажа за окном.
3. Различные варианты получения ци:
 а) на вдохе принять ци Космоса через Байхуэй и (или) Лаогун, обратив ладони кверху. Затем собрать ее в нижнем даньтянь;
 б) на вдохе принять ци Земли через Юнцюань и (или) Лаогун, обратив ладони вниз, затем собрать ее в нижнем даньтянь;
 в) на вдохе принять ци Космоса через Байхуэй и ци Земли через Юнцюань и поместить ее в нижний даньтянь. Точки Лаогун при этом можно использовать по любому варианту или не использовать вовсе.

Способы излучения ци 

Вариант 1. 

1. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу вертикально, ладони обращены наружу, запястья на уровне плеч. 
2. Медленно глубоко вдохнуть.
3. Медленно выдыхая носом, издавать закрытым ртом вибрирующий звук, подобный м-м-м...м. При этом руки как бы отталкиваются от туловища и вытягиваются вперед горизонтально на уровне плечей (не замыкая при этом локтевые суставы), ладони должны быть вертикальны, перпендикулярно руке, мягкие и расслабленные.
4. Почувствовать вибрацию в каналах руки, ладоней и излучающейся из Лаогун энергии ци.
5. На вдохе снова прижать согнутые руки к туловищу, затем все повторить.

Вариант 2.

Упражнение по ретрансляции ци: на вдохе принять ци через Байхуэй и (или) Юнцюань, на выдохе испустить ее через Лаогун.

Вариант В
1. Сформировать между ладонями энергетический шар, извлекая часть ци из нижнего котла или излучая на выдохе ци из Лаогун.
2. Почувствовать шар между руками, сжимать его и растягивать, используя сознание, плавно сдвигая и раздвигая ладони. Ладони и руки расслаблены.
3. Поместить шар в одну из ладоней.
4. Послать его легким движением руки во вторую ладонь. Повторить несколько раз переброску шара до появления отчетливых ощущений. Метод применяется при лечении.



Способы «Преобразование ци»

Иногда это упражнение называют воспитанием ци, сохранением ци, пестованием ци или улучшением качества ци. Хотя , по сути мы занимаемся здесь именно преобразованием ци из грубой цзин в более тонкую ци, накоплением ее в нижнем даньтянь и хранением в нем одновременно. В будущем мы будем перемещать ее и смешивать, соединять с другимим видами ци.

Вариант А

1. Исходное положение: сесть на край стула либо на небольшую подушечку, спина прямая, голова «подвешена» за макушку, язык прикасается к верхнему небу, глаза прикрыты, на лице легкая улыбка.
2. Сложить руки на область нижнего даньтянь: мужчинам левую руку вниз, правую сверху, женщинам - наоборот .
3. Представить и почувствовать в нем горячий красный шарик.
4. Постараться ни о чем не думать. Периодически переключать внимание на ощущение тепла в нижнем даньтянь: «кажется - есть, кажется - нет».
Длительность выполнения упражнения - 30 мин.
Можно практиковать в транспорте, во время чтения книг, на лекциях, перед телевизором и т. д.

Вариант Б

1. Перед сном лечь на спину, расслабиться, закрыть глаза, сложить руки на область нижнего даньтянь.
2. Представить и почувствовать в нем горячий красный шарик. В таком состоянии заснуть.
3. Проснувшись, лежа, сложить руки на область нижнего даньтянь. Мысленно сконцентрировать в нем ци. Почувствовать горячий шарик.
4. Растереть ладони и умыть ими несколько раз лицо.
Вариант В
Пункты 1-3 аналогичны варианту А.
4. Посмотреть на этот шарик и увидеть его внутренним взором, мысленно обратив глаза вовнутрь и вниз, глядя в нижний даньтянь, как бы сквозь трубу.
Длительность выполнения упражнения - 30 мин.



Способы достижения Состояния цигун 
У человека бывает несколько состояний: 
обычное состояние (или состояние бодрствования), 
состояние сна, 
пограничное (предсонное) состояние
 и СОСТОЯНИЕ ЦИГУН. 

Состояние цигун - это примерно нечто среднее между предсонным состоянием и состоянием сна. 
Характерный признак расслабления тела - зевание.

Человек может перейти в состояние цигун только после того, как он потеряет свое обычное состояние, то есть совершит ПЕРЕХОД. 
Но при переходе и непосредственно перед ним возникает ощущение очень сильного дискомфорта. 

ЛЮБОЙ ПЕРЕХОД - ЭТО ПОТЕРЯ, потеря предыдущего, отказ от привычного, знакомого. ПЕРЕХОД - ЭТО СКАЧОК. 

Тело и сознание сопротивляются, особенно, когда это происходит впервые. 

НОВОЕ СОСТОЯНИЕ - ЭТО НЕИЗВЕДАННОЕ, это некоторые изменения, это будущее. 
Поэтому, в зависимости от психофизиологического состояния человека и общего уровня его готовности, для каждого ощущения при переходе индивидуальны. 
Но после первого перехода практикующий чувствует себя намного комфортнее. 
Со временем такая практика нарабатывается, а при вхождении в состояние цигун на следующих ступенях будет наблюдаться остановка сердца и прекращение дыхания. 
В конечном счете, вы научитесь переходить из одного состояния в другое за очень короткое время, скачком.

В состоянии цигун мозг, сознание по-иному воспринимают окружающий мир, появляется совершенно иное знание. 
Обычно переход в ГЛУБОКОЕ СОСТОЯНИЕ ЦИГУН очень труден для человека. 
Для большей наглядности это очень приблизительно можно сравнить с затяжным прыжком с парашютом. 
Впервые испытываемое состояние невесомости непривычно, неприятно, некомфортно. 
Первый переход в состояние цигун вызывает ощущение беспорядка внутри себя - «что-то не так».

Запомните: Если человек на протяжении всей своей жизни ни разу не попал в состояние цигун - это для него очень большая потеря. 
Потому что он никогда не сможет узнать другую сторону себя самого.

Это подобно Инь-Ян, когда вы знаете только об одной стороне и даже не подозреваете о другой. 
И только если вы узнаете обе стороны Инь-Ян и обе стороны себя, вы станете завершенным человеком.

У детей мысли, чувства, восприятие мира намного ближе к естественности, чем у взрослых. 
И если с ребенком правильно обращаться, то до окончания переходного возраста (12-13 лет) у него легко произвести изменения, связанные с открытием третьего глаза и правильным видением мира. Поэтому в практике цигун существует выражение, поясняющее направление методик цигун: 
вернуть человека к его естественному состоянию - СОСТОЯНИЮ РЕБЕНКА.

По мере того, как мы взрослеем, мы получаем все больше и больше знаний об окружающем мире. 
В большинстве своем, они фиксированы. 
И наш мозг начинает ограничиваться этими знаниями. 
Большинство из них построено на возможностях восприятия мира нашими обычными органами чувств и на логике. 
Поэтому для человека с высшим образованием, особенно работающим в области точных наук, бывает очень сложно перейти в состояние цигун. 
У такого человека очень сильно развита янская сторона. Образование, род деятельности, образ жизни оказывают большое влияние на состояние мозга и, как следствие, на уровень сенситивности. 
У ребенка нет такого большого объема знаний, и они его не ограничивают. 
Это место у него занимает ФАНТАЗИЯ. 
Поэтому ребенок всегда готов к восприятию, он открыт для него, и то, что нелогично, невозможно, абсурдно с точки зрения взрослого, совершенно очевидно и понятно ребенку. 
Поэтому, чтобы совершить переход, нужно вернуться к состоянию ребенка.


练气功怎样入门?
Как начать заниматься цигун?

Присоединяйтесь к  нашей группе в ВК    https://vk.com/tianmu .
Мы постоянно проводим практические онлайн занятия по цигун, и вы можете познакомиться  с   информацией на странице , И для участия в он-лайн встречах по цигун практике обращайтесь для регистрации к администратору 

Проводим онлайн дистанционно интернет курсы, 
пишите нам для участия в  занятиях
 в ближайшей группе или индивидуально

Заходите, Читайте, 
Подписывайтесь на нашу страничку в ВК 
и присоединяйтесь он-лайн 
к нашей группе практикующих, и занимайтесь индивидуально.

Смотрите нашу страницу в ВК для продолжения темы Практики эзотерики. 
Там мы практикуем  он-лайн и знакомим с тонкостями практики, 
а также говорим - как, когда и сколько практиковать 
для получения положительных результатов.



Цигун. Метод Единых Трёх Гневных - Ваджрапани-Хаягривы-Гаруды


练气功怎样入门?
Как начать заниматься цигун?



Заходите, Читайте, Подписывайтесь на нашу страничку в ВК 
и присоединяйтесь он-лайн 
к нашей группе практикующих, и занимайтесь индивидуально.

Смотрите нашу страницу в ВК для продолжения темы Практики эзотерики. 
Там мы практикуем  он-лайн и знакомим с тонкостями практики, 
а также говорим - как, когда и сколько практиковать 
для получения положительных результатов.

Этот метод относится к внешним тантрам. 
Каждый аспект этой визуализации состоит из света – прозрачного, неощутимого и яркого.


На уровне вашего лба, на расстоянии примерно двух метров, проявляется воплощение всеведущего ума всех будд – высший гуру в форме Гуру Ваджрапани - Хаягривы - Гаруды. 




Шри Гухьяпати Ваджрапани – с телом иссиня-черного цвета, одним ликом и двумя руками. Его правая рука вздымает к небу золотую пятиконечную ваджру; левая поднята к сердцу и совершает гневную мудру; его желтые волосы поднимаются кверху. Из его волос выглядывают три (или одна) зеленые лошадиные головы, которые трижды издают резкое ржание, одолевающее три царства. Ржание правой лошади одолевает мужские линии духов; ржание левой лошади одолевает женские линии; ржание средней лошади дарует практикующему достижения.


На макушке лошадиных голов – царь птиц, гаруда, с телом белого цвета. У него три глаза; он бьет своими мечами-крыльями и наделен бирюзовыми рожками. Между рогов у него – пылающий самоцвет чинтамани. Двумя руками он держит пожираемых змей-нагнов четырех рас. Клюв его имеет ваджрную природу. Все его перья имеют форму колес, ваджр и мечей. Змеи пяти рас украшают его конечности.

Покрытая белыми пятнами змея царской расы украшает волосы Гухьяпати. Покрытая желтыми пятнами змея благородной расы служит ему серьгами и браслетами над локтями. Покрытая красными пятнами змея расы брахманов служит ему ожерельем и поясом. Покрытая зелеными пятнами змея расы ремесленников служит ему браслетами на запястьях и щиколотках. Покрытая черными пятнами змея расы изгоев служит длинным ожерельем. На нем – нижнее одеяние (шантаб) из тигровой шкуры. Украшенный всеми самоцветными украшениями, он стоит в облаке огня мудрости, согнув правую ногу и вытянув левую.

На лбу у него белый ОМ. 
В горле – красный Ах. 
В сердце из слога ПАМ проявляется лотос, 
из РАМ – диск солнца, 
над которым стоит синий слог ХУМ.

Прибежище и зарождение мысли о пробуждении

В Будде, Дхарме и Арья-Сангхе
Ищу Прибежища вплоть до просветления.
Силою заслуг, накопленных практикой даяния и
других совершенств,
Да стану я буддой на благо всех живых существ.

Четыре Безмерных

Пусть все живущие пребывают в равностности, свободные от вожделения и отвращения, ни к кому не привязываясь и ни от кого не отстраняясь! Пусть все они пребудут в этой равностности. Я сам приведу их к этой равностности. Молю, гуру-божество, благослови, чтобы мне удалось осуществить задуманное.

Пусть все живущие обретут счастье и причины счастья! Я сам дарую им это счастье и его причины. Молю, гуру-божество, благослови, чтобы мне удалось осуществить задуманное.

Пусть все живущие избавятся от страдания и его причин! Я сам освобожу их от страдания и его причин. Молю, гуру-божество, благослови, чтобы мне удалось осуществить задуманное.

Пусть все живущие никогда не расстанутся со счастьем высокого рождения и освобождения. Я сам добьюсь того, чтобы они никогда с ним не расставались. Молю, гуру-божество, благослови, чтобы мне удалось свершить задуманное.

Семичленный ритуал и подношение мандалы

Почтительно склоняюсь телом, речью и умом.
Подношу облака всех даров – как материальных, так
и созданных мыслью.
Раскаиваюсь во всех неблагих деяниях, что совершал
с безначальных времен.
Сорадуюсь всей добродетели святых и обычных
существ.
Прошу, пребудьте с нами до опустошения сансары
И вращайте колесо Дхармы ради блага живых
существ.
Посвящаю свою заслугу и ту, что создана другими,
великому просветлению.

Землю, умащенную благовониями и усыпанную цветами, украшенную горой Меру, четырьмя континентами, солнцем и луной, представляю как поле будд и подношу в дар: пусть все страждущие наслаждаются этой совершенно чистой землей.

Склоняюсь, обращаясь за прибежищем к гуру и Трем Драгоценностям. Благословите поток моего ума. Благословите немедленно устранить все ошибочные представления – от неправильной преданности гуру до тонких двойственных воззрений белого видения, красного возрастания и черного пред-достижения. Благословите немедленно осуществить все верные реализации – от преданности гуру до единения более-не-учения. Молю, немедленно усмирите все внешние и внутренние препятствия.

Мантра подношения мандалы: 

ИДАМ ГУРУ РАТНА МАНДАЛА КАМ НИРЬЯТАЯМИ

Славный и драгоценный коренной гуру, пребудь на лотосе и лунном диске у меня на макушке. Направляй меня своей великой добротой и даруй реализации твоих святых тела, речи и ума. Твое святое тело создано миллионами добродетелей и благ; твоя святая речь осуществляет желания всех живых существ; твой святой ум в точности воспринимает сущее - у святых стоп Владыки Шакьев молюсь!

Представьте, что из сердца Гуру Ваджрапани - Хаягривы - Гаруды струятся свет и лучи нектара белого цвета. Они проникают в ваши тело, речь и ум, очищая болезни, вред, причиненный духами, неблагую карму и омрачения. Все это вымывается из вас подобно грязи, вымываемой из одежды при стирке. Вы также можете представлять, что все живые существа находятся на огромном лунном диске в вашем сердце и очищаются вместе с вами.

Выполняйте эту визуализацию, повторяя мантру Гуру Ваджрапани - Хаягривы - Гаруды 50 или 100, или 1000 раз. Или столько, сколько понадобится для появления переживаний. Или используйте строго отмеренное время.

ОМ ВАДЖРАПАНИ ХАЯГРИВА ГАРУДА ХУМ ПХЭТ

Затем, продолжая начитывать мантру, представляйте, что из сердца Гуру Ваджрапани - Хаягривы - Гаруды исходят желтый свет и нектар, проникающие в ваши тело, речь и ум. Вы обретаете все качества святых тела, речи и ума Будды. В частности, сосредоточьтесь на том, что ваш ум становится всеведущим умом Будды. Думайте, что обрели совершенные силу, сострадание и мудрость – способность исполнять желания всех живых существ и вести их к высшему счастью. Все живые существа на лунном диске в вашем сердце также обретают все качества Будды. Почувствуйте, что страдания живых существ невыносимы. Почувствуйте, насколько невыносимо, что хотя бы одному живому существу приходится переживать столько проблем; что одна минута страданий в сансаре подобна страданиям множества эонов. Ощутите сильное желание и решимость освободить всех живых существ от страданий и их причин. Кроме того, как замечательно было бы полностью взять на себя карму, омрачения, страдания и проблемы какого-либо существа!

Более того: почувствуйте счастье при мысли о том, чтобы взять на себя страдания и причины страданий всех живых существ во всех царствах и позволить им обрести несравненное счастье высшего освобождения, полного просветления.

Почувствуйте решимость прожить свою жизнь таким образом, с добрым сердцем: испытывая великое сострадание и любящую доброту ко всем живым существам; посвятив себя их освобождению от всех страданий и причин страданий, тому, чтобы привести их к состоянию просветления.

Представьте, что Будда Ваджрапани - Хаягрива - Гаруда чрезвычайно доволен вами, потому что вы зародили мысль о принесении блага всем существам – добросердечие – и наделяете свою жизнь смыслом. Затем представьте, что Будда Ваджрапани - Хаягрива - Гаруда растворяется в свете, который затем вливается в ваше межбровье, благословляя ваши тело, речь и ум.

Далее делайте посвящение заслуг от сделанной практики:

Гева дийи нюр ду даг
Санжей чжанчуб друб жюрнэй
Дова чигчжян малюйпа
Деи сала гёд пар шог!

Да реализую я этот метод
Как можно скорее,
Чтобы привести всех живых существ
К состоянию будды!

ॐ सर्वमङ्गलमङ्गल्ये शिवे सर्वार्थसाधिके ।
शरण्ये त्र्यम्बके गौरि नारायणि नमोऽस्तुते ॥१॥


                                             ОМ   САРВА МАНГАЛАМ!
"Да будет всем благо"

23 окт. 2017 г.

Медитация Шаматха или Девять ступеней сосредоточения на дыхании

奢摩他
Шемота
Shē mó tā



Шемота это сосредоточение на дыхании. 


Эту технику преподавал сам Будда и советовал как особо эффективную. 










练气功怎样入门?
Как начать заниматься цигун?


Подписывайтесь на нашу страничку в ВК и присоединяйтесь он-лайн к нашей группе практикующих, и индивидуально.

Смотрите нашу страницу в ВК для продолжения темы Практики эзотерики. 
Там мы практикуем  он-лайн и знакомим с тонкостями практики, 
а также как и когда и сколько практиковать 
для получения положительных результатов.



Шемота по китайски или Шаматха ( санскр. शमथ, или śamatha IAST, или тиб. ཞི་གནསВайлиШинэ, буквально — умиротворение, душевное спокойствие) — тип медитации в буддизме, ставящий целью достижение ментального покоя, а также собственно состояние ясности сознания. В тибетском буддизме обычно объединяется в единую систему с випассаной (випашьяной), и составляет систему медитации шаматха-випашьяна[1]Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи»[2].
Шаматха ассоциируется с достижением абсолютно объективного взгляда на мир, лишённого личных оценок. Практикующие могут достичь шаматхи за относительно небольшое время. Обычно указывают полтора-три года активных медитаций, но, с точки зрения учений Махамудры и Дзогчен (Ати-Йоги), состояние Шинэ считается важным подготовительным этапом перед введением ученика в т.н. естественное состояние ума и достигается за две-три недели практики. Обладание состоянием шаматха даёт большое преимущество для последующих буддийских практик, включая тантрические.
Весь комплекс шаматха-випашьяна придаёт особую мудрость (праджня) - понимание истинной природы вещей и природы дхарм, а также природы собственного ума.



Медитация Шаматха

Вкратце:
  • Примите удобную позу сидя с прямой спиной. Можно лежа в шавасане.
  • Расслабьтесь.
  • Сосредоточьтесь на дыхании и на всех ему сопутствующих ощущениях в теле.
  • Если вы заметили, что вас увлекли мысли и вы забыли о дыхании, поступайте так: расслабьтесь, отпустите мысли и вернитесь к дыханию.
  • Считайте дыхания, или вдохи, или выдохи до 9, до 15 или до 21. Дойдя до конечной цифры, начинайте сначала или идите в обратном порядке, апотом заново. То есть, "1-2-3-...-15-14-13-...-1-2-3..." или "1-2-3-...-15-1-2-3-..." Если увлеклись, вернитесь к последнему месту, которое помните или просто начните счёт сначала. По мере роста тишины ума и спокойной неубегающей созерцательности здесь и сейчас, счёт и прочие костыли (некоторые читают мантру типа "Ом мани падме хум") можно отпустить.
  • Практикуйте минимум 45 минут. Можно увеличивать время практики с двадцати минут или получаса, конечно, поначалу, но цель — 45-60 минут. Больше 90 минут особого смысла не имеет, но если хочется, то можно.
  • Самое главное — регулярность. Пропустить пару раз можно, но главное в нашем деле — регулярность.
Наша цель — спокойное собранное в здесь и сейчас сознание без самосознания и без блуждания мыслями. 
Сами по себе мысли — не враг и они характерны для живого мозга. Суть в том, чтобы не следовать их цепочкам и не увлекаться блужданиями. 
Ниже отрывок из текста, где приведены хорошие рассуждения и примеры.
 Слова про концентрацию можем отбросить, так как они автоматом оставляют того, кто концентрируется, или не отбрасываем, а имеем ввиду, ну упуская слова про исчезновение контролирующего.

В "Ламрим Ченмо", фундаментальном трактате тибетского буддизма, написанном ламой Чже Цонкапой, такого разделения в явной форме нет, но по сути шаматха описывается и как метод и как конечное состояние. В российском переводе этого труда, сделанном А.Кугявичусом, шаматха называется безмятежностью. Ей посвящён 4-й том Ламрим издания 2000-го года (буддийской випашьяне посвящён соответственно 5-й том).
Признаком достижения шаматхи как состояния является совершенная податливость тела и ума. Что это такое? Податливость ума это состояние, в котором мы можем удерживать внимание на объекте без малейшего усилия неограниченное время, и при этом отсутствует даже след отвлечения, возбуждённости или расплывчатости ума. Податливость тела - когда тело полностью готово выполнять свою задачу неограниченное количество времени без малейшего сопротивления. При этом нет усилия для удержания внимания и тела, т.е. воля с нашей стороны как бы и не применяется. Мы просто направляем внимание на тот или иной объект и оно остаётся направленным (как бы само собой) до тех пор пока это необходимо. Мы просто садимся в медитацию и тело остаётся в нужной позе неограниченное количество времени. Возникающие сигналы от болевых сенсоров при этом не служат поводом для отвлечения внимания и более того, нам не нужно прилагать усилия, чтобы так было.
Об этом можно прочесть в упомянутом выше 4-м томе, параграф 3 - "Мера осуществления безмятежности".
Итак, шаматха как состояние характеризуется чистым нерассеянным вниманием-сати, которое не замутняется даже на мгновение и не требует усилий. 
Это - чистое осознавание, чистая внимательность или, как говорят в буддизме - однонаправленное сознание. Оно называется однонаправленным просто потому что нерассеянно. То есть определение "однонаправленный" означает не столько то, что внимание направлено на один объект, сколько то, что оно не отвлекается на другие объекты.
Как уже говорилось, при обычном созерцании какого-либо объекта есть манасикара, направляющая восприятие на объект, и сати, контролирующее манасикару от отклонений. Это требует усилий. 
В шаматхе манасикара полностью поглощается сати и остаётся только второе, т.е. чистая осознанность, направленная на объект. Больше нет контролирующей части, поскольку некого больше контролировать, не к чему прилагать усилия. Для того, чтобы дать хотя бы примерное представление о том, что такое шаматха, можно привести следующий пример.
Представьте, что вы очень любите выпиливать лобзиком. Вот вы сидите в мастерской и кропотливо и с удовольствием выпиливаете лобзиком. Вы выпиливаете затаив дыхание, очень тщательно и внимательно, в голове не возникает ни одной отвлекающей мысли, и при этом вы совершенно спокойны и сосредоточены безо всяких усилий. Вот это состояние напоминает шаматху.
В медитации, направленной на шаматху, буддисты культивируют это состояние до полной и совершеннейшей чистоты. Такую практику в её наиболее рафинированном виде можно встретить в чань-буддистской секте Цаодун (яп.Сото). Их «титульная» практика – дзадзэн, сидячая медитация, не может быть понята правильно без учения о шаматхе. Догэн, основатель японской ветви этой школы, говорил, что дзадзэн это уже и есть просветление. Многими людьми, не знакомыми с сутью учения, это утверждение совсем не понятно. Как так – простое сидение в правильной позе может уже быть просветлением? Но на самом деле имеется в виду, конечно, не просто сидение, а пребывание в шаматхе – полностью спокойном и бодрствующем состоянии, которое естественным образом углубляется по мере практики, достигая совершенной кристальности. Всё в практике этой школы направлено на то, чтобы создать идеальные условия для шаматхи, в том числе точно выверенная и уравновешенная поза.
Это состояние может посетить нас и во время активной деятельности. Кое-кто из нас склонен к нему от природы. Некоторые люди находят это состояние в определённых видах деятельности и зачастую посвящают этому занятию всю жизнь. Спорт зачастую способствует достижению шаматхи. Например, занятия боксом, бегом, плаванием, теннисом, сёрфингом, парашютным спортом и т.п. вызывают в некоторых людях особое тихое кристальное полностью внимательное состояние, которое очень близко к шаматхе. Это состояние имеет свою привлекательность, доставляет особую тонкую и в то же время глубокую радость и поэтому люди, однажды попробовав его, стремятся к нему вновь и вновь.
Шаматха отнюдь не обязательно означает «внутреннее безмолвие». В этом ясном осознанном состоянии возможна мыслительная деятельность, однако без эмоциональной вовлечённости и полностью осознаваемая, хотя при этом мысли могут быть и спонтанными. При этом человек осознаёт происходящий мыслительный процесс, наблюдает его как бы со стороны, если надо направляя его и т.д., вплоть до того, что возникновение, протекание и исчезновение мысли может наблюдаться вполне отстранённо и отчётливо, начиная с момента самого первичного импульса, предшествующего появлению мысли. Поэтому шаматху характеризует не столько внутреннее безмолвие, сколько именно невовлечённость: мысли, возникая, не увлекают за собой наше внимание, но наблюдаются как бы со стороны.
Изучив разного рода практические тексты, можно выделить три основных способа культивирования состояния шаматхи:
1. Культивирование тотальной осознанности
2. Концентрация внимания
3. Использование воображения и эмоциональной стороны человеческой психики. В этом случае мы «входим» в некий образ, соответствующий випашьяне. В качестве примера можно привести тибетскую гуру-йогу, в которой человек «совмещается» с образом Будды, ощущая вкус просветлённого состояния, не самадхи конечно, но по крайней мере шаматхи.
Все эти три способа есть не что иное по своей сути как удерживание внимания на том или ином объекте. Даже знаменитый метод Махамудры является разновидностью такой практики. Отличие его от других методов состоит в том, что объектом, на котором удерживается внимание, является само "пространство сознания" как таковое. Подобная практика доступна не каждому, хотя и является, по мнению тибетских буддистов, наиболее прямым путём к просветлению, сочетая в себе как шаматху, так и випашьяну (см. ниже).
Практики, подобные гуру-йоге позволяют, помимо простой концентрации внимания, активно проникаться нерассеянным и непомрачённым состоянием, а Махамудра вообще есть по сути прямое движение к такому состоянию.
Кроме того, чисто механические приёмы могут быть подспорьем в процессе культивирования шаматхи: расслабление мышц и дыхания, полный расслабленный покой, определённое уравновешенное положение тела - всё это помогает.

 

Девять ступеней шаматхи

На рисунке воспроизведена подлинная тибетская ксилография, изображающая девять этапов прохождения шаматхи, которые представлены в виде девяти сцен.
Мы видим два действующих лица: человек – это наблюдатель, субъект, занимающийся медитацией, и слон – его ум. Медитирующий управляется двумя орудиями, находящимися в его распоряжении для развития шаматхи, – внимательностью и «возвратом». Топорик с острым наконечником соответствует остроте бдительной внимательности, а верёвка с крюком – памяти о том, что ты практикуешь, т.е. «возвратом». Поскольку многообразные эмоции и отвлечения прерывают состояние бдительной внимательности, медитирующему приходится возвращаться к нему, постоянно осуществлять «возврат». Бдительность – это первичная острота медитации, «возврат» же – элемент, обеспечивающий её непрерывность.
У состояния шаматхи есть два главных препятствия: в одной стороны, возбуждённость, порождённая привязанностью к мыслям и эмоциям, с другой – отупение, неясность ума. Отупение изображено как чёрный цвет слона, а возбуждённость – чернота обезьяны. Огонь, который от стадии к стадии делается всё меньше, представляет собой энергетический уровень медитации по мере её прогресса практика требует всё меньше усилий. Шесть изгибов пути соответствуют ступеням продвижения, на которых поочерёдно являются главенствующими шесть сил практики, а именно выслушивание инструкций, их усвоение, напоминание, бдительность, настойчивость и совершенный навык. На краю тропы видны различные предметы: еда, раковина, маленькие литавры и зеркало, олицетворяющие объекты чувств – вкусы, запахи, звуки и зримые формы, которые могут отвлечь медитирующего в сторону от тропы шаматхи, если он к ним направится.
I. В нижней части репродукции, на «первой стадии», медитирующий отделён от своего ума значительным расстоянием. Слон ума – на поводу у обезьяны возбуждения. Очень заметен огонь, т.е. медитация требует много энергии препятствия присутствуют максимально – всё черно.
II. На второй стадии медитирующий, благодаря своему вниманию, приблизился к слону. Ум ведом по-прежнему обезьяной, но темп замедлился. Возбуждение и неясность пошли на убыль – на слоне и обезьяне сквозь черноту стало просвечивать белое.
III. На третьей стадии медитирующий уже не гоняется за своим умом. Они встретились лицом к лицу. Обезьяна по-прежнему впереди, но она уже тащит слона за собой. Между медитирующим и умом установился постоянный контакт – их соединяет верёвка «возврата». Появилась тонкая форма неподвижности, прежде не замечавшаяся, – это маленький кролик. Черноты-мутности и возбуждённости убыло.
IV. На четвёртой стадии продолжается развитие в том же направлении, медитируюший ещё больше приблизился к уму. Больше белизны на слоне, обезьяне и кролике. Сцена кажется спокойнее предыдущей.
V. На пятой стадии роли поменялись. Теперь уже медитирующий ведёт слона – ум – посредством внимательности и постоянного возврата. Обезьяна больше не ведёт слона, но кролик по-прежнему тут. Сцена посветлела.
На дереве сидит белая обезьяна и собирает белые плоды: это деятельность ума, занявшегося благими поступками. Хотя такие действия в целом следует в себе поощрять, в практике шаматхи они тоже являются препятствиями. Поэтому само дерево черно и стоит на обочине.
VI. На шестой стадии заметен прогресс: медитирующий ведёт слона. «Возврат» медитации постоянен, вниманию же нет необходимости специально направляться на ум. Кролика больше нет, света опять прибавилось.
VII. На седьмой стадии сцена стала совсем мирной. Направлять движение нет нужды. Ситуация почти целиком прозрачна; на некоторые тонкие препятствия указывают оставшиеся чёрные пятна.
VIII. На восьмой стадии слон кротко идёт вместе с медитирующим. Черноты почти не осталось, затухло и пламя усилий. Медитация сделалась естественной и непрерывной.
IX. На девятой стадии ум и медитирующий находятся в полном покое. Они теперь – старые товарищи, привыкшие к полному спокойствию, друг рядом с другом. Препятствия исчезли, шаматха совершенна.
На следующих изображениях, опирающихся на пучок, исходящий из сердца медитирующего, представлено развитие практики уже внутри этого состояния шаматхи. Осуществление шаматхи характеризуется весёлостью и восторгом, что передано как полёт практикующего или в виде медитирующего, который едет на слоне верхом.
Последняя картина относится к сопряжённой практике шаматхи и випашьяны. Направление движения изменилось на противоположное. Медитирующий – вместе со своим умом, верхом на нём. 
Огонь свидетельствует о вновь появившейся энергии – это непосредственное постижение, изображённое в виде пламенного меча проникающего постижения, который разрубает два чёрных луча, т.е. покровы страстей и двойственности.
Калу Ринпоче









练气功怎样入门?
Как начать заниматься цигун?


Подписывайтесь на нашу страничку в ВК и присоединяйтесь он-лайн к нашей группе практикующих, и индивидуально.

Смотрите нашу страницу в ВК для продолжения темы Практики эзотерики. 
Там мы практикуем  он-лайн и знакомим с тонкостями практики, 
а также как и когда и сколько практиковать 
для получения положительных результатов.

Шаматха является частью комплекса медитативных практик, называемого в буддизме термином «самадхи». Шаматхаассоциируется с достижением абсолютно объективного взгляда на мир, лишённого личных оценок. Практикующие могут достичь шаматхи за относительно небольшое время, указывают полтора-три года активных медитаций. Хотя это очень индивидуально, по другим достоверным источникам даже у опытных практиков может получиться выйти в это состояние через 25 лет. 
Всякая возникающая у нас дурная мысль, по сути, сводится к заблуждению. Чтобы устранить заблуждение, необходима мудрость. И не только мудрость, но ясное осознание и хорошее сосредоточение. Без хорошего сосредоточения, без острой направленности ума устранение заблуждений просто невозможно. В процессе медитации сосредоточения, ум становится настолько ясным и прозрачным, что мы способны увидеть мельчайшую частицу этого мира, таким спокойным и счастливым, что это невозможно сравнить с какими-либо другими состояниями счастья. Побочный эффект этой медитации заключается в обретении ясности сознания. Если происходит продвижение в медитации, то улучшается память, проясняется ум.
Так как здесь всего девять изображений монаха  - мы наблюдаем девять стадий развития шаматхи на этой картинке. Монах — собственно мы сами. И пока мы еще не здесь, нам только предстоит достичь этой первой стадии. То есть, путем практики он развивает свою медитацию и достигает девятой стадии, где изображен верхом.
Очень важно развивать шаматху последовательно, от одной стадии к другой, а для этого надо знать все стадии. Иначе мы не будем знать, где находимся, не будем замечать, каков наш прогресс. И когда вы доходите до какой-то стадии, вам никто не может сказать, что вы уже дошли. Вы сами должны это почувствовать.
В руках у монаха лассо и крюк. Лассо означает внимательность, осознанность. А крюк означает бдительность. Слон — это наше сознание, психика. Черный цвет слона показывает состояние возбужденности, омраченности. Обезьяна означает блуждание ума. А черный цвет обезьяны указывает на возбужденность. Посмотрите, на первой стадии наше сознание совершенно черное, и обезьяна тоже совершенно черная. Что же надо сделать, чтобы обратить черное в белое? Петля необходима для того, чтобы поймать этого слона: набросить на него петлю внимательности, привязать его и поймать; зацепить крюком и так вести к Освобождению. 
Когда вы начинаете заниматься процессом медитации, вы обнаруживаете, что в уме появляется все больше и больше размышлений, больше даже, чем было до медитации. Но это неверное впечатление. На самом деле оно подобно тому, как мы проходим по улице мимо движения транспорта, не замечая его. Но когда начинаем приглядываться, мы видим, как много здесь разных машин, как они движутся. Также, при занятии медитацией, мы просто обнаруживаем свое состояние сознания. Это определение нашего состояния сознания, называется "установление ума" — есть первая стадия шаматхи. И так вы делаете раз за разом, возвращая свой ум к объекту и улучшая свое сосредоточение. Когда мы оказываемся способны обнаружить объект, удержать и пребывать на нем в течение, по крайней мере, одной минуты без отвлечения, без перерыва медитации, это означает, что мы достигли первой стадии. Это на картинке в самом низу. До этого мы еще не вступили на нужный путь. 
 
Чем больше мы занимаемся медитацией, тем дольше сможем оставаться в сосредоточении. Вначале мы проделываем четыре стадии: отыскивание объекта медитации, обнаружение, удержание и пребывание на объекте. Затем, когда теряем объект и снова возвращаем его, уже нет смысла проделывать все четыре стадии снова, как вначале. Достаточно просто отыскивать этот объект и пребывать на нем. 
 
Посмотрите еще раз на эту картинку. Слон сознания, которое совершенно замутнено, ведом обезьяной, то есть блужданием и возбужденностью. Что надо сделать? Надо зацепить слона и постараться привязать его к колонне. Кто это делает? Это делает тренирующий ум, обуздывающий ум — то есть вы сами. Для обуздания нужны две вещи: лассо и крюк. Вы набрасываете веревку на слона и таким образом удерживаете свое сознание. Поначалу веревка внимания не прочна, и слон ума может порвать ее. Поэтому мы должны делать веревку нашего внимания все крепче и крепче. Тогда слона можно будет на длительное время привязать к столбу объекта концентрации. 
 
Что же представляет собой внимание? Внимание имеет три характеристики. Первая из них — объект – допустим это образ Будды. Вторая характеристика — тот факт, что мы держим этот объект. А третья — то, что мы не отходим от объекта. Когда все три присутствуют, то вместе они называются вниманием. Вначале именно развитие внимания имеет наибольшее значение.  Когда мы это внимание сохраняем более двух минут, это и называется "продолженная медитация". Именно поэтому вторая стадия отличается от первой продолжительностью концентрации. В первом случае это всего одна минута, во втором — две. Разница между второй и третьей стадией состоит в том, что на второй стадии наше внимание еще недостаточно хорошее, и если после двух минут мы теряем объект медитации, то не сразу это замечаем. Наш ум куда-то отходит, и только через какое-то время мы замечаем, что объекта-то перед нами нет. Ум бродит туда-сюда, получается умственное блуждание. А когда мы достигаем третьей стадии концентрации, то не только можем удерживать объект медитации на протяжении четырех-пяти минут, но главное — мы сразу замечаем отвлечение и возвращаем сознание к объекту. Потому она называется "стадией возвращения", установки заново. Это ясно иллюстрируется на картинке. Если вы посмотрите на изображение первой или второй стадии, вы увидите, что веревка у монаха, который пытается контролировать слона, порвана, и слон вашего ума бегает, как хочет. На третьей стадии мы видим, что слон поворачивает голову, потому что веревка его не пускает. То есть, монах уже держит слона веревкой. На первых двух стадиях слон ума убегает без оглядки, даже не оборачивается. А на третьей, хотя он еще и убегает, но уже вынужден оглянуться, так как веревка его держит. По разные стороны дороги, по которой следует слон и монах, располагаются разные предметы, фрукты и т.д. – это символы объектов желаний. Фрукты – объекты вкуса, лента как символ объекта осязания, раковина с благовониями – объект обоняния, караталы (тибетские колокольчики) – как объект слуха и алтарь (иногда нарисовано как зеркало) – объект зрения. Данные предметы символизируют объекты блуждания ума. Нельзя позволять слону сходить с дороги, отвлекаясь на эти объекты.Обратите внимание на то, что на первой и второй стадиях на слоне никого нет, а на третьей стадии на спине у слона появляется кролик. Этот кролик символизирует тонкую умственную притупленность, при которой, например, образ недостаточно ясен в деталях, может стать существенной помехой.  
Разница между третьей и четвертой стадией заключается в том, что на третьей стадии у нас присутствуют еще грубые отвлечения ума. Хотя мы можем находиться в медитации уже длительное время, объект у нас будет уходить и возвращаться. На четвертой стадии объект уже не уходит, он присутствует постоянно. Поэтому грубое отвлечение на четвертой стадии не наблюдается. Но, как вы замечали, когда смотрите телевизор, часть вашего внимания уходит куда-то в сторону. Так же и здесь. Объект медитации здесь, но не все внимание сосредоточено на нем. Частично оно отвлекается. Это явление называется тонким умственным отвлечением, или возбужденностью. 
 
   Ваша концентрация очень ясная, чистая, например, в начале сеанса, и вы видите объект отчетливо и без помех, вы знаете, что эта та концентрация, которую вы способны реализовать. Потом вы устаете, ваш ум немного притупляется, уходит ясность и насыщенность. И когда вы научитесь это замечать, можете считать, что вы на четвертой стадии. Если третью стадию мы называем "возвращением", или "установкой заново", то четвертую стадию — "близкой установкой". По картинке вы можете посмотреть, что на третьей стадии веревка, которой мы держим слона, длинная, а на четвертой она уже очень короткая. На картинке мы видим, что на четвертой стадии обезьянка еще ведет слона, а вы где-то сзади. А на пятой стадии обезьянка уже сзади, а слона ведете вы. То есть, вы здесь главный. После четвертой стадии вы держите объект медитации очень прочно, и поэтому ваши отвлечения уходят, но может возникнуть ослабление объекта. 
Это две противоположности: с одной стороны — отвлечение, с другой — ослабление. Если мы расслабимся, не будем слишком крепко держать объект, то может возникнуть отвлечение. А если будем слишком крепко держать, может возникнуть этот провал. Поэтому нужно регулировать и держать объект медитации с необходимым усилием. Речь здесь идет о том, что когда мы дошли до четвертой стадии, мы достигли полного развития внимания. Теперь центр тяжести переносится на развитие бдительности. С помощью бдительности мы можем распознать тонкие умственные отвлечения и устранить их. Поэтому в промежутке между четвертой и пятой стадиями самое главное — бдительность.Теперь, когда мы движемся с пятой стадии на шестую, бдительность приобретает решающее значение. И с ее помощью мы теперь должны устранить не отвлечения — они уже все устранены — а тонкую умственную притупленность. Когда мы укрощаем с помощью бдительности тонкие умственные отвлечения, мы применяем соответствующее противоядие, которое состоит в том, что мы расслабляемся, когда слишком напряжены. 
Но если мы расслабляемся немного больше, чем надо, теряется яркость изображения, что и характеризует тонкую умственную притупленность. Поэтому нужно опять напрячься, уменьшить расслабленность, увеличить концентрацию. Вот эта часть процесса применения противоядия против тонкой умственной притупленности и происходит на промежутке между пятой и шестой стадиях. А когда мы полностью научимся находиться именно в той точке, в какой нужно, мы и достигнем шестой стадии. По достижении шестой стадии тонкая умственная притупленность исчезла. Поэтому если вы взглянете на изображение слона на шестой стадии, вы увидите, что кролика на нем больше нет. Но еще есть тонкая возбужденность, и путем обуздания этой возбужденности своей бдительностью мы достигаем следующей седьмой стадии. На седьмой стадии нет помех притупленности и возбужденности, но тем не менее, хотя медитация не прерывается ими, совершенно необходима бдительность, чтобы удерживаться от их появления. А применяя бдительность, можно достичь следующей стадии, где притупленность и возбужденность не появляются и не могут появиться. Там бдительность уже не нужна. На седьмой ступени у слона нашего сознания еще есть помрачения, и поэтому надо применять бдительность. 
А на следующей ступени этих пятен нет. На восьмой стадии помехи не возникают и не могут возникнуть, но для того, чтобы начать саму медитацию, нужно приложить некоторое усилие для того, чтобы войти в шамадхи. А на следующей,девятой ступени, усилий уже прилагать не надо, то есть в состояние медитации мы переходим плавным образом, спонтанно и естественно, не прилагая усилия. Вот посмотрите, здесь слон еще не полностью подчинен вам, его надо вести за собой. А на девятой стадии вы сидите, и он просто лежит рядом, совершенно не требуя никаких усилий, то есть, ваш ум, на что бы он ни был направлен, остается совершенно покорным. Другой рисунок, где он едет на слоне, показывает, что он достигает блаженства духовного.  И на этой стадии он подобен орлу, который уже не машет крыльями, а просто парит на этих крыльях в свободном полете. Здесь не надо применять никаких усилий, никаких противоядий для того, чтобы достичь шаматхи. Вы достигаете телесного умиротворения и блаженства, блаженства податливости тела. Какую бы позу вы ни приняли, ваше тело испытывает удовольствие. И если, скажем, кто-нибудь положит вас в тесный ящик, вы не испытаете боли, а только физическое блаженство. Но и когда вы достигнете этого чувства, вы все еще не достигли шаматхи, вы достигли лишь телесного умиротворения, блаженства. И вы продолжаете медитацию. 
 
Затем в процессе медитации вы достигаете умственного умиротворения и блаженства, — это и называется шаматха.Шаматха — это пребывание в покое, безмятежность. Но шаматха не является конечной целью, как показано на картинке. Шаматха не устраняет причины страдания в мире. Чтобы устранить эти причины, надо обрести мудрость. И на последнем рисунке вы видите, что появляется меч, который символизирует мудрость, уничтожающую причину страданий нашего существования, а также единство шаматхи — умиротворения и випашьяны — постижения пустоты, — их соединение. Когда причина страданий бытия устранена, обретается Освобождение - Нирвана. Этот высочайший уровень, достижение истинного счастья и блаженства, изображен именно здесь, в верхней части картины. И мы, люди, на самом деле обладаем способностью достичь не просто преходящего, а подлинного высшего счастья. Поэтому наша настоящая цель в этом процессе развития — не просто достижение шаматхи, а достижение высшей цели, т.е. Освобождения. 
 
Для того, чтобы стать мастером медитации, достичь высокого духовного уровня, необходимо быть настоящим ученым, много изучать и достичь полного понимания Дхармы, воплощая ее в практике. Или же надо иметь великую веру. 
 
В Тибете много людей, которые не понимают сложных вещей, но у них такая великая вера, что они, начитывая мантры, достигают очень светлого, блаженного и мирного состояния духа. Посмотрев на них, видишь, какая большая сила в этих простых практиках.